Открытие ТОО в Казахстане. 17 мгновений мечты. (подробная инструкция)

Данияр Куантканов
ismet-ке шолу
Мақала
0 пікірлер
5316
0 пікірлер

Открыть ТОО не так сложно. Если у Вас есть задумка, какие-то бизнес идеи, Вы полны сил и уверенности – тогда вперед. У Вас все получится!

 

ЭТАП

ШАГИ/ВОПРОСЫ

 

1.Резидентство

 

Все начинается с документа, удостоверяющего личность.

Важно, гражданином какой страны Вы являетесь.

Гражданину РК или нерезиденту, имеющему вид на жительство в РК, зарегистрировать ТОО легко.

Так же легко открыть ТОО и членам Евразийского Союза. Они имеют право открывать в РК предприятия без визы на инвестирование (С5). Достаточно иметь нотариально заверенный паспорт и ЭЦП ключ.

Остальные нерезиденты, если не имеется каких-либо особых условий, прежде должны обратиться за получением визы «С5» в соответствующие государственные органы.

 

 

2. Распределение долей участия

 

Надо определить:

  1. Какое количество участников (учредителей) будет в ТОО.
  2. Здесь также нужно понять, каким будет распределение долей участия. От доли участия, зависит способность каждого конкретного участника влиять на решения предприятия в дальнейшей работе и получении дивидендов.

 

 

3. ЭЦП

 

Для регистрации ТОО нужен ЭЦП ключ (электронно-цифровая подпись)

  1. ЭЦП берется в любом ЦОНе на территории РК (центр обслуживания населения) либо удаленно через портал EGOV. Для получения ЭЦП в ЦОНе при себе нужно иметь удостоверение личности и USB память.
  2. Если это гражданин другой страны, и не присутствует физически на территории РК, то он может отправить доверенность на любого человека, находящегося физически на территории РК, на получение ЭЦП для физического лица. Доверенность обязательно должна быть нотариально заверена. И в зависимости от страны, может потребоваться апостилирование или легализация. С этой доверенностью, с копией паспорта, заверенного нотариально, переведённого на казахский и русский языки, идете получать ИИН, а затем и ЭЦП.

 

 

4. Субъект бизнеса

 

В самом начале важно определить, субъектом какого бизнеса Вы будете:

Субъекты малого предпринимательства, (со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не выше 875 100 000 тенге), в том числе субъекты микропредпринимательства (со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не выше 87 510 000 тенге).

Субъекты среднего предпринимательства (со среднегодовой численностью работников от 101 до 250 человек и среднегодовым доходом от

875 100 000 до 8 751 000 000 тенге);

Субъекты крупного предпринимательства (со среднегодовой численностью работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше 8 751 000 000 тенге)

Отнесение субъектов предпринимательства к категориям важно для государственной статистики, а также для оказания государственной поддержки бизнесу, в том числе влияет на суммы штрафных санкции при каких-либо нарушениях в деятельности предприятия.

Необходимо иметь ввиду, что некоторые субъектам малого предпринимательства запрещено заниматься определенными видами деятельности. Поэтому выбор категории зависит также от того, чем будет заниматься ТОО.

 

 

5. Юридический адрес

 

Адрес – один из важных пунктов при регистрации. Предприятие еще не создано, офиса нет и у большинства возникает вопрос, как же с этим быть? В таком случае необходимо учредителю или директору договориться с организацией, у которой он действительно собирается снять в аренду помещение и использовать данный адрес при регистрации и в последствии подписать договор аренды с даты регистрации ТОО.

Но правильней будет подписать «Договор намерения» о дальнейшем снятии в аренду помещения. После регистрации компании, подписать договор аренды помещения. В данном варианте Вы застрахованы от сюрпризов со стороны арендодателей.

 Адрес важен, если вы осуществляете постановку на НДС.

Нужно ли физически там находиться?

Да. У нас в законодательстве нет различия фактического или юридического адреса. Существует только один адрес, и он фактический, зарегистрированный в государственных органах. Проверяющие органы физически (чаще это налоговые органы) приходят и проверяют, находитесь ли вы по месту регистрации.

 

 

6. Вид деятельности

 

Определить ОКЭД.

ОКЭД - Общий классификатор видов экономической деятельности. Любая экономическая деятельность имеет свою классификации и кодировку. При регистрации компании можно указывать до двух видов ОКЭД, но в регистрационном свидетельстве выйдет основной, только первый указанный ОКЭД.

Виды деятельности прописываются в уставе компании. Можно прописать неограниченное количество видов, но при регистрации компании указывается основной вид деятельности, то есть тот, для которого Вы создаете предприятие. На практике мы дописываем в уставе (для упрощения дальнейшей работы ТОО), что предприятие может заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными в РК.

ОКЭД важен для статистических данных предприятия, по которому будут сдаваться стат. отчеты и в некоторых случаях определяться налоговые преференции.

 

 

7. Уставный капитал

 

Сумма уставного капитала определяется участниками самостоятельно, исходя из потребностей предприятия при осуществлении деятельности.

 Уставный капитал – это деньги (или имущество), которые предприятие может потратить на самые первые свои нужды, расходы на открытие банковского счета, оплата аренды помещения, оплата зарплаты директора и налогов, услуги бухгалтера и юриста, покупка офисной мебели или офисных принадлежностей, т.е., все те затраты, с которыми мы сталкиваемся и нуждаемся в своей ежедневной работе

Часто предприниматели ошибочно считают, что сумма уставного капитала облагается налогом. Это заблуждение! С уставного капитала налоги не платятся. Это Ваши деньги, направляемые только на первоначальные нужды предприятия. Не нужно ставить завышенные суммы уставного капитала, но и не стоит сильно их занижать, так как при вышеуказанных затратах и очень маленьком уставном капитале в бухгалтерии придется отражать финансовую помощь от учредителя.

Согласно законодательства субъекты малого предпринимательства могут указать размер минимального уставного капитала с нулевым уровнем. В зависимости от категории субъекта предпринимательства или определенных видов деятельности государством могут устанавливаться требования к минимальному уставному капиталу. Для микрофинансовых организаций, например, это - 100 000 000 тенге.

Обязательства.

Предприятие несёт ответственность перед третьими лицами в размере уставного капитала. В случае несоответствия заявленного уставного капитала собственному капиталу, участники несут ответственность в недостающей части.

 

 

8. Наименование ТОО

 

Для регистрации ТОО нужно придумать наименование компании. Желательно наименование проверить в системе электронного правительства. На сайте есть специальная услуга «проверка на совпадение наименования». Если Вы выберете название, которое уже существует, то система не зарегистрирует пока не найдете уникальное или отличающееся от других. Также наименование лучше прописать на двух языках. Если используете кириллицу, то в скобках прописать наименование на латинице. Это упростит работу в документообороте при импортных и экспортных операциях. Если учредитель является нерезидентом, то название латинскими буквами должно обязательно содержать транслитерацию на кириллице. Транслитерация – не перевод, а точная передача знаков одного алфавита знаками другого алфавита.

В уставе наименование и его транскрипцию прописываем на 3х языках: казахском, русском и английском.

 

 

9. Назначение директора

 

Вы можете назначить директором как самого себя, так и любое физическое лицо. Лучше назначать на данную должность людей старше 21 года, так как госорганы могут пригласить такого директора на собеседование по вопросу понимания ответственности.

В регистрации ТОО могут отказать, если назначаемый директор имеет какие-либо задолженности перед налоговыми органами, является директором, или участником бездействующего предприятия или признанного лжепредприятием, либо у директора есть какие-либо проблемы с документами, удостоверяющими личность.

Для назначения на позицию директора-нерезидента, кроме членов Евразийского Союза, требуется рабочая виза «С3» и разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (получает ТОО) либо разрешение на трудоустройство трудового мигранта (получает нерезидент самостоятельно в органах занятости)

 

 

10. Постановка на НДС

 

Для определения такого параметра, как постановка на регистрацию по Налогу на Добавленную Стоимость (НДС), нужно как минимум понять, кто будет покупать у вас ваш товар (услугу) и какие примерно обороты предполагаются в компании.

Встаем на НДС, если:

  1. Если Вы будете продавать свой товар или услугу крупным юридическим лицам, или через крупных юридических лиц, которые являются плательщиками НДС.
  2. Ваш оборот превышает 75 млн тг в год.

Не нужна постановка на НДС, если:

  1. Если Вы планируете работать с небольшими компаниями или физическими лицами.
  2. Ваш оборот не будет превышать 75 млн тг в год.

Также, не спешите с постановкой на НДС, если не смогли определится по вышеуказанным пунктам, так как, физически, постановку на НДС можно сделать и позже, когда будет в этом реальная необходимость. Занимает данное действие не более одного дня, но освобождает от необходимости сдавать отчетность по НДС и излишних затрат по налогам.

 

 

11. Свидетельство о регистрации

 

Справка о регистрации – это свидетельство о рождении Вашего предприятия. После регистрации компании Вы получаете справку о регистрации. Она электронная, распечатываете на листе А4. Это делается без устава, без решения, без приказа, без печати.

 

 

12. Упрощенный режим или общеустановленный

 

 

 

«Упрощенка» 3% выгодна, если:

  1. Обороты до 70 миллионов тенге в полугодие
  2. Фирма оказывает услуги (перечень услуг, запрещённых необходимо проверить в налоговом кодексе)
  3. Нет филиалов или сети

Общеустановленный режим 20%

  1. Обороты превышают 70 млн. тенге
  2. Фирма оказывает услуги в т.ч. юридические и консультационные.
  3. Помимо головного офиса, есть хоть один филиал, отделение и т.п.
  4. Один из учредителей уже имеет фирму, которая работает по упрощенной схеме налогообложения.

Существуют и другие налоговые режимы, например, специальный режим розничного налога (введен на период пандемии). Для выбора оптимального налогового режима именно для вашего ТОО рекомендуем обратиться за консультацией в бухгалтерскую компанию.

 

 

13. Решение

 

Решение — это первый документ Вашего предприятия.

Его можно напечатать самому. Примерная суть решения учредителя: «Я, ФИО, решил открыть ТОО с таким-то наименованием. Мы с гр. Х вдвоем решили, что 50% принадлежит лицу Х и 50% лицу Y, уставной капитал у нас будет столько-то. Директором мы назначаем того-то, и адрес у нас будет там-то.»

Его нужно заверить подписью участника, если один, и выбрать секретаря и председателя собрания, если Вас больше, чем один. В данном случае подписывают председатель и секретарь собрания.

 

 

14. Устав

 

 

Устав – это документ, где вы можете ограничивать или разграничивать действия внутренних органов Компании (проще – людей), общее собрание участников, органы управления, ревизионная комиссия, а также отношения между учредителями и директором, их действия. К примеру, директора чаще всего ограничивают в продаже/покупке недвижимости, земли или дорогих авто, оборудования и это прописывается в уставе.

Устав может быть разработан Вами самостоятельно либо с привлечением консультантов или Вы можете действовать на основании типового устава. Важно: типовой устав – это не шаблон, который Вам предоставили или Вы его скачали. Типовой устав утверждается гос. органами. Если Вы решили действовать на основании типового устава, то вместо устава у Вас должно быть специальное заявление о регистрации компании. И если устав можно не заверять нотариально, то заявление обязательно подлежит нотариальному заверению.

Если участников два и больше, должен быть еще и учредительный договор. Именно в учредительном договоре указывается, как будет распределяться доход и как будут решаться спорные вопросы между участниками.

 

 

15. Приказ

 

Первый приказ предприятия — это приказ о назначении на должность директора. Если это единственный участник и он же сам собирается стать директором (в законе нет на это ограничений), то пишется приказ примерно следующего содержания: «я, ФИО, назначаю себя на должность директора с такой-то даты.» на данном документе ставится подпись назначаемого директора и печать. При открытии счета, его также запросят в банке.

 

 

16. Печать

 

Основная (т.н. гербовая) печать приобретается у специальных организаций в последнюю очередь, и только она одна имеет юридическую силу. Печать терять нельзя. Утерянную печать восстанавливают через объявления. Когда открывается счет в банке, то принимается только эта печать. Банк берет для себя ее оттиск. Иные печати («для договоров», «для счет-фактур» и прочие) юридической силы в суде и в гос. органах не имеют.

Субъекты малого бизнеса могут действовать без печати, но в этом случае все документы придется постоянно заверять у нотариуса. Например, доверенность от ТОО, заверенная печатью ТОО принимается любой организацией. А если нет печати у ТОО, то такую доверенность нужно будет нотариально заверить, что влечет большие расходы и создает больше неудобств.

 

 

17. ЭЦП

 

У участников уже есть свое эцп. Но созданное ТОО – другое лицо и для различных действий и операций ему также нужно эцп.

Например, для получения и отправки счетов фактур электронно, сдачи всех видов отчетностей, или подачи любого вида заявления в государственные органы.

 

 

Эксперт ISMET.KZ Гульнара Бадалова

("G&G consulting")

 

Осы жаңалықпен бөлісіңіз:
Пікірлер
Авторланыңыз, Пікір қалдыру үшін