Как региональный бизнес покоряет мегаполисы

Динара Канжагалинова
ismet-ке шолу
Мақала
0 пікірлер
4587
0 пікірлер

Наверняка ни одна бизнес лекция еще не обошлась без совета о том, что нужно рисковать, расширять производство, выходить на новые рынки, создавать сети и прочее. Однако, зачастую отечественные предприниматели неохотно идут на риск, открывая небольшие предприятия в регионах, и оставаясь долгие годы на одном уровне дохода. Но бизнес потому и считается драйвером экономики, пока в стране существуют локальные смельчаки, сумевшие покорить страновой рынок.

Сегодня поделимся сразу тремя полезными бизнес кейсами, основанными на реальных историях о том, как выходить из региональных рамок и расширять присутствие на страновом уровне. Как предпринимателям удается запускать сети сразу в нескольких городах, и почему «заходить» на рынки казахстанских мегаполисов получается далеко не у всех?  

Материалы для статьи позаимствованы на сайте kursiv.kz

 

Пицца, завоевавшая любовь Уральска и не только

В 2005 году готовкой пиццы в Казахстане никто практически не занимался, это было в новинку для всех. Однако предприимчивый Денис Серегин не растерялся и открыл в своем городе Уральск пиццерию Nexxio. Сейчас эта сеть насчитывает 18 заведений в восьми городах Казахстана. Руководитель ТОО «Nexxio Franchaising» признается, что сначала не строил никаких грандиозных планов по расширению бизнеса и занялся  общепитом, просто потому, что этим мало кто занимался вообще. 

«Изначально даже не было цели открыть именно пиццерию. Просто мне хотелось чем-то заняться, а ниша общественного питания и доставки на тот момент была свободна. Я решил попробовать: взял кредит, нашел помещение, купил его и начал свое дело», – рассказал Денис.

Вторая точка открылась только спустя два года. По словам предпринимателя, рост сети на первоначальных этапах не был достаточно стремительным лишь потому, что больше 10 лет назад мало кто понимал, как нужно привлекать инвестиции  и искать площадки. Сейчас же, как признается Серегин, все стало гораздо проще, и открыть свой бизнес уже ни у кого не составит труда, главное верить в идею.

Решение организовать франшизу и продать ее столице предприниматель принял в 2017 году, спустя 12 лет после открытия первой точки. К тому времени в Уральске уже насчитывалось семь заведений Nexxio.

«Какого-то определенного момента, послужившего толчком к масштабированию, не было. Просто я решил попробовать франчайзинг как один из путей развития бизнеса. На тот момент у нас уже были отработаны основные бизнес-процессы, разработана своя информационная система, и я понимал, что наших ресурсов и сил достаточно для того, чтобы упаковать франшизу и расти в другие города», – рассказал Серегин.

В том же 2017 году головной офис Nexxio переехал в столицу, хозяин выкупила и забрала в собственное управление первую, открытую по франшизе пиццерию в Нур-Султане. Сейчас восемь из 18 точек сети работают по франшизе в Костанае, Актобе, Актау, Аксае, Жанаозене и Семее. Остальные – в Уральске (семь заведений) и Нур-Султане (три заведения) – находятся под собственным управлением.     

Бизнесмен отметил: когда искали партнеров, не проводили масштабную рекламную кампанию, потому что не было цели «бессистемно распродать франшизы». Основной упор делался на надежность партнера.

«Франшиза удобна тем, что нет необходимости физически присутствовать и управлять точкой. Поиск помещения, подбор персонала и прочие организационные моменты переходят в зону ответственности партнера, при нашей консультации. По этой причине, я думаю, у нас и не было особых проблем при переходе в другие города», – добавил Денис Серегин.

Владелец сети пиццерий отмечает, что продолжает развивать свою компанию. Сейчас упор делается на совершенствование информационной системы, на разработку сайта и единого колл-центра. Предприниматель признается, что это серьезные инвестиции, потому с учетом тех отчислений, которые поступают от рояли франшизы компании удается лишь выходить «в ноль». Однако мужчина надеется, что сможет увеличить доход посредством увеличения количества партнеров.

Кофе по-шымкентски

Родина традиционного чаепития с молоком из маленьких кесе уже 5 лет как балует своих жителей вкусным и ароматным кофе. Причем сеть раскинулась далеко за пределы Шымкента. По всему Казахстану на данный момент действует 57 точек сети кофейни Global Coffee.

Когда-то в 2016 году никто бы не подумал, что в Шымкенте можно пить кофе не «три в одном», а как-то по-другому, например, в красивых стаканчиках, на вынос за 500 тенге. Однако, именно эта свободная ниша подтолкнула трех молодых людей -  Аяттилло Азимова, Данияра Мамирханова и Максата Аманмурадова открыть свой бизнес. 

«Я получал образование за границей, в сфере MBA. Мне в университете для анализа попалась компания Starbucks. Так я узнал, что рынок кофеен достаточно маржинальный. Я стал изучать этот вопрос, – рассказывает Азимов. – Жил я тогда в Клайпеде, там море, много кофеен, романтичная атмосфера. Я подумал, почему бы у нас это все не внедрить. К тому же мой родственник из Ташкента сказал мне: «Какой бы кризис ни наступил, люди не перестают есть». Я сопоставил эти факты и решил открыть что-то в общепите, а до этого занимался рекламой».

Аяттилло и его партнеры вложили 7 млн тенге в открытие первой кофейни «Салем, кофе».

Затем произошел ребрендинг и название было сменено на текущее. По словам молодых людей, такой формат оказался ближе потребителям, так как людям нравится считать себя частью глобальной западной культуры. Именно это стало толчком к росту.

Кофейню открыли в торговом центре с хорошей проходимостью, и точка вышла в прибыль с первых дней. После появилось желание продавать «кофе навынос» в центре города. 

«Для нас это был риск: у нас же нет инструментов анализа, сколько люди готовы платить за кофе, готовы ли они вообще его покупать? Решили рискнуть. Но появился вопрос с выбором места – там, где нет парковки и конкурентов, но есть высокая проходимость, или там, где высокая конкуренция, но люди туда целенаправленно едут поесть», – вспоминает о дилемме Азимов.

Решение созрело после совета одного знакомого: «В США говорят, что если ты хочешь иметь успешный ресторан, то открой его возле «Макдональдса». И партнеры организовали вторую свою кофейню возле конкурентов. Фишкой ребят стало и то, что они «приучили» своих клиентов пить кофе по утрам перед работой и превратили это в роскошный ритуал. 

«Мы стали первыми, кто открывался в 7 утра, как это делают кофейни в Европе. Это нам дало еще больше уверенности в своих силах, и мы решили, что надо открывать кофейню с посадочными местами», – рассказывает Азимов.

Такая кофейня стала работать без кухни, там продавали только снеки, десерты и кофе. «Таких форматов не было в городе, все остальные работали с кухней. И мы взорвали рынок, – утверждает собеседник. – После мы стали штамповать кофейни, чтобы конкуренты не забрали рынок».

Год спустя, в 2017, партнеры решили запустить франшизу и продавать ее. Первая поехала в столицу, но там бизнес не выдержал конкуренции, франчайзи пришлось закрывать лавочку. Однако, в других городах дело пошло в горы. Сейчас сеть кофеен Global Coffee успешно работает в Кызылорде, Туркестане, Сарыагаше, Шымкенте, Таразе. 

«Помимо прочего, мы работаем с инвесторами. Приходим и говорим: «Нам нужно 80 млн тенге на открытие одной точки под нашим брендом. Срок отбивания – два года. Работаем 60/40. Так наша компания масштабируется»,- рассказывают бизнесмены.

Основатели Global Coffee имеют смелые и далеко идущие планы по завоеванию международного рынка. Но с одним важным исключением: «брать» будут не столицы, а региональные города.

«Нам не нужны такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Ташкент. Нам нужны регионы, где не хватает чего-то классного, где люди хотят почувствовать себя частью кофейной культуры, а Starbucks еще долго будет туда добираться. И пока он будет туда идти, мы хотим забрать рынок меленьких городов. Это голубой океан для нас», – уверены молодые люди.

Главное не продукт – главное сервис!

Именно с таким девизом уральские предприниматели открыли магазин мужской одежды и обуви Fiesta в 2013 году. Асхат Рамазанов и Александр Керимов начали бизнес с капитала в 700 тысяч тенге.

«Одеждой занялись случайно: открыли бутик, в первый месяц наторговали на 900 тыс. тенге, во второй месяц – на 1,5 млн. Выручку постоянно пускали в оборот. Дело пошло довольно быстро, в первый год мы купили свое помещение», – говорит Асхат Рамазанов.

Как рассказывают владельцы магазина, представленная там одежда не является уникальной, дизайнерской или пошитой на заказ, все модели можно приобрести и в других бутиках. Популярность Fiesta владельцы объясняют качеством сервиса.

«Наша уникальность в скорости обслуживания, широком ассортименте и максимальном удобстве для клиентов. Мы уделяем много внимания эмоциям. Для нас важно, чтобы человек ушел с хорошим настроением и захотел вернуться. Мы также дарим людям эмоции в социальных сетях. В этом и есть фишка нашего магазина», – отмечает бизнесмен.

Спустя год начались грандиозные перемены. Асхату Рамазанову предложили запустить бизнес в другом городе Аксае, Западно-Казахстанской области. К сегодняшнему моменту предприниматели уже доросли до того, что выпустили собственный бренд, открыли центральный склад в Алматы, организовали логистику, там же занимаются и пошивом одежды. Магазины Fiesta функционируют в городах Атырау, Актау, Актобе и Алматы.

Однако, как признается предприниматель, обороты бренда в регионах гораздо выше, потому масштабироваться на столицу и другие мегаполисы мужчина не планирует. Асхат Рамазанов также признается, с франшизы он не получает большую прибыль: пашуальный взнос за саму франшизу и 15–20% от прибыли каждой. Основную выручку дают собственные магазины. Оборот всей сети – около 2 млрд тенге. 

«Мы продали франшизы в Костанай, Рудный, Усть-Каменогорск и Кульсары. Еще было три магазина в Павлодаре, Караганде и Актобе, но эти франшизы мы отозвали, поскольку люди не хотели работать так, как мы. Они не хотели вкладываться и делать дело с любовью, их интересом были только деньги. Мы же не хотели иметь в своем окружении недисциплинированных и непонятливых людей», – резюмирует предприниматель.
Осы жаңалықпен бөлісіңіз:
Пікірлер
Авторланыңыз, Пікір қалдыру үшін