К digital счастью тропами Хо Ши Мина
Обозреватель в ismet
5.0
5
100.0%
4
0.0%
3
0.0%
2
0.0%
1
0.0%
Статья
0 комментариев
1381
5.0
5
100.0%
4
0.0%
3
0.0%
2
0.0%
1
0.0%
0 комментариев

Всегда интересно узнать как некоторые люди без связей и блата добиваются в жизни положительного результата. Сколько времени у них на это уходит и что тут важнее: опыт, возраст или определенный склад характера?

Мы пообщались с основателем компании «MixiSMM» Ерланом Байгабуловым и вот его история успеха... 

Чем ты занимаешься сейчас?

Мой нынешний бизнес - это диджитал маркетинг, которым я увлекся в 2019-м году. Он мне нужен был для продвижения другого направления моего бизнеса: видеонаблюдение для многоквартирных и частных домов. Я занимался контекстной рекламой в google, но она с каждым месяцем стала дорожать. Чтобы находиться в топе и твою рекламу видели, надо платить много денег, и каждый раз цена клика сильно увеличивалась. Затраты доходили до 1000 долларов в месяц, это неоправданно много. Поэтому я переключился на рекламу в соцсетях Фэйсбук (потому что там сидит наша целевая аудитория, платежеспособная и с хорошим кругозором) и Инстаграм. Сначала я пытался запускать рекламу в фб и инстаграме самостоятельно. Но у меня, как и у многих новичков, мало что получалось. Мои мучения продлились с весны до октября 2019 года. Из-за этой активности алгоритмы ФБ начали подкидывать мне рекламу онлайн школ по таргетированной рекламе. Я выбрал одну и российских, записался и прошел бесплатный вэбинар. В тот момент была дикая уверенность, что теперь уж точно смогу справиться. Однако все мои средства, затраты на продвижение улетали впустую и результата не было вообще. И в какой-то момент я решил: «Давай-ка один раз заплачу нормальные деньги, отучусь «от и до» и посмотрю, получится или нет?» Я купил месячный курс и приступил к учебе. Мы делали домашние задания, участвовали в вэбинарах, плотность информации была дикой. Нас было 50 человек, из которых всего три казахстанца. Если я не ошибаюсь, то наши, на тот момент, такие курсы почти не покупали. Думаю, таких как я было немало: безосновательно самоуверенных и полагающих, что  просмотрев курс на ютюбе, можно обрести тайное знание и в одночасье обогатиться.

В итоге, я настроил рекламу для своей компании и, неожиданно для меня это начало приносить результаты. Стало понятно, что было потеряно полгода в попытке сэкономить деньги и учиться самостоятельно. Давно надо было отучиться как положено, а не сидеть в ютюбе, пытаясь выцепить разрозненные сведения по таргетингу и SMM. Структурированные знания я получил лишь в той самой школе, где меня научили, как делать рекламные посты, как писать тексты, как делать настройку и пр. А бесплатный сыр только мышеловке.

Потом я уехал во Вьетнам в конце ноября 2019 года. Сначала планировали с супругой пробыть там до нового года, работая удаленно. Мы поселились в Муйне, и я вступил в местный бизнес-клуб. Это была бесплатная площадка для обмена опытом и знаниями в разных областях. Я тоже решил выступить на ней, подготовил презентацию и показал ее на одном из заседаний клуба. Оказалось, что я единственный таргетолог в этом клубе, еще из Казахстана, и ко мне выстроилась очередь из просителей помочь в том или ином продвижении. С этого момента доходная часть начала расти стабильно, ведь одновременно приходилось вести до 10-ти клиентов. Мы с супругой наконец вздохнули свободно и решили задержаться во Вьетнаме, переждать там зиму. В июне 2020 года вернулись в Казахстан и продолжили работу.

Сейчас я уже не один. У меня офис из 9 человек. Мы ведем аккаунты в Инстаграм, Фэйсбук, Тик-ток. Если раньше моим основным бизнесом была сигнализация, охранная пожарная безопасность и видеоонаблюдение, то второе направление - диджитал маркетинг вполне уже себя окупает. И он меня очень спас в период т.н. пандемии, дав возможность зарабатывать удаленно.

С чего ты начинал после института?

Я окончил Энергоинститут. Свою первую компанию я открыл 2012 году. До этого с 1998 года занимался системами безопасности. А начинал простым коммивояжёром. Помните такие фразы из 90-х? «Здравствуйте! Я представитель канадской компании, Вам сегодня крупно повезло. У нас рекламная акция и, если Вы купите вот эту штучку, то вот эти игрушки для Ваших детей я подарю бесплатно».

Тогда я получил первый опыт личных продаж, первый опыт общения с людьми, первый опыт правильного использования скрипта продаж. Ведь нас учили продавать по определенной технологии: что говорить, как говорить, строго по сценарию и разговаривать с человеком, глядя ему в глаза. Я проработал около года, натер на ногах огромные мозоли. А потом меня заметил один из руководителей местной телекоммуникационной компании, которая на тот момент занималась обслуживанием первой в РК цифровой телефонной станции.  Я отвечал за продажи телефонной связи по радиоканалу в районе за Саина, который тогда только застраивался. Для этой связи не надо было тянуть кабели, ставить столбы. Только устанавливались наши тарелки в разных местах. Потом я ушел в армию. Я всегда мечтал работать в КНБ, однако с этим как-то не сложилось.

Среди твоих клиентов сейчас только казахстанские клиенты?

Да и большинство из них это алматинцы.

А не тесно на рынке Казахстана (Алматы) с твоим бизнесом?

К сожалению на рынке РК очень много псевдо-знатоков в этой отрасли. Клиенты, обжигаясь с такими горе-профессионалами, потом с большой опаской относятся к любому специалисту.

Как твоя компания и клиент находите друг друга?

Клиенты приходят по сарафанному радио. Там обжегся, здесь деньги зря потратил. А потом: «вот у вас тут кто-то страницу классно ведет, можно нам тоже так?». И я заметил одну особенность. Время притирки с нами это месяц-полтора. Все ведь  привыкли все делать сами: вести свои соцсети, они никому не доверяют в написании текстов, нет четкого понимания, что тексты должны писаться для таких людей, как мы. И они должны быть понятны всем, а не только узким спецам в той или иной области с их запутанной терминологией и устрашающими аббревиатурами. Вот это другое видение и понимание «как надо писать» не приносит им хороших результатов. Потому что они размещают статьи, фотографии с точки зрения эксперта, всегда очень заумно и высокопарно. Мы им говорим: «Но ведь так непонятно о чем идет речь. Вы же покупаете продвижение в социальных сецтях, а соцсети - это простые люди и с большинством ваших клиентов надо разговаривать на одном с ними языке. Чтобы они поняли и потом обратились к вам за товаром или услугой». Поэтому наша задача стереть эту грань между профессионалами и простыми людьми. 

Мой сегодняшний опыт бизнесмена подтверждает версию того (когда я обучался), что не нужно самому идти вслепую и спотыкаться, а платить деньги и обучаться, платить и доверять тому, кто тебя ведет и обслуживает. Сейчас в моей команде работает молодежь, которая обучалась в зарубежных ВУЗах. Мы можем работать с клиентами, т.е. вести социальные сети на английском, русском, турецком, казахском и китайском языках. О чем это говорит? О том, что кругозор моих ребят шире, опыт разнообразнее, они лучше других понимают различные культурные коды. Из всего этого и складывается качество работы в соцсетях. Я основал в Телеграм группу «Таргетологи Казахстана», и мы активно обмениваемся опытом. Я сделал это с целью поднять профессональный уровень этого направления, т.к. мы (казахстанцы) в диджитал маркетинг продолжаем отставать от многих наших соседей по бывшему СССР. Зато стараемся ориентироваться на опыт Китая. Сейчас они начинают диктовать моду не просто в цифровом бизнесе, но и в проникновении этих технологий в обычную жизнь каждого человека. Например, в Китае все учат английский язык и рынок онлайн обучения у них сейчас переживает настоящий бум. И мы подсматриваем их идеи. Также всем известно, что они узаконили систему т.н. социального рейтинга. Говоря простым языком, чем лучше ты  себя ведешь и слушаешься родителей (в данном случае государство), тем выше твой рейтинг. И ты можешь даже получать скидки на счета по электроэнергии, брать вещи в аренду без залога или получать пониженный процент по кредиту в банке и прочее. Наверное, и мы к этому придем когда-нибудь.

Сейчас многие хотят уехать из Казахстана. Не хватает специалистов в разных отраслях. Как ты к этому относишься?

Если ты занимаешься диджитал бизнесом, то не столь важно где ты живешь. Но многие думают, что за рубежом лучше, чем у нас, и я не знаю почему. Надеюсь, эта печальная тенденция когда-нибудь обратится вспять. С точки зрения уровня налогов, например, в России он выше, чем у нас. В 2020 году в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса Казахстан на 25 месте. Россия на 28-м. Впереди нас, из стран бывшего СССР, только страны Балтии.

Считаешь ли ты, что уже добился успеха?

Я сейчас на пути к нему

И ты знаешь куда идешь?

Догадываюсь... Я прошел весь путь становления как личность, как бизнесмен. И налоговую я знаю, и в бухгалтерии разбираюсь. Сейчас вести бизнес легче во много раз. Раньше все делалось вручную, мы много времени проводили в очередях в налоговой. А сейчас я даже не помню, когда в последний раз ездил в отделение банка. Весь документооборот происходит онлайн. Чековые книжки для снятия наличности со счета ушли в прошлое. Ты просто переводишь на карточку и все.

В моем любимом Вьетнаме всего этого нет еще, однако давно наблюдается другая хорошая тенденция возвращения эмигрантов назад в страну через много лет проживания за границей. После окончания войны в 1975 году несколько миллионов южан разъехалось в разные стороны: кто в США, кто в Европу. Их называют виеткиеу - этнические вьеты, живущие в диаспоре за пределами Вьетнама. Сейчас у них другой менталитет, хорошее образование, западный опыт ведения бизнеса, поэтому страна с удовольствием их принимает для построения сегодняшней экономики Вьетнама. Нам тут в Казахстане тоже надо работать над патриотизмом и учиться работать упорно и целенаправленно. Я хочу пожелать всем, кто только начинает свой путь в бизнесе, тем кто уезжает за границу - быть счастливыми в любой стране. Лично я только алматинскую зиму буду переживать где нибудь в юго-восточной стране, набираться там опыта, а потом все равно возвращаться домой.

Перед поездкой во Вьетнам мне пришла мысль, а вдруг после смерти ничего нет, никакого рая и ада? И я решил для себя: «Мне уже 46 лет, надо прожить жизнь интересно и желательно с максимальной пользой для окружающих».

Вот это главное, что мной сейчас движет.

 

Интервью записал Данияр Куантканов

Понравилась статья?
Поделиться этой новостью:
Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии