Экономический кризис внёс свои корректировки в привычную жизнь казахстанцев. И для некоторых людей посещение магазинов стало стрессом, а не удовольствием – цены выросли, а зарплаты - нет. 

Что делать, если побаловать себя покупками становится не по карману? Можно заглянуть в один из магазинов сети «Одна цена». Здесь вы купите приятные мелочи, полезные дома, в офисе и на отдыхе, всего за 300 тенге каждая. 

Почему был выбран именно этот формат, сложно ли запустить розничную сеть и о чём стоит задуматься владельцам магазинов? рассказывает Ботагоз Тлемисова, директор сети магазинов «Одна цена». 

 


Идея пришла за границей.

По образованию я финансист, изучала в институте экономику. Окончив университет, работала маркетологом в дистрибьюторской компании. Этот опыт и знания оказались очень полезными, когда решила запустить собственное дело. 


Желание заняться собственным бизнесом появилось у меня давно. Несколько лет наша семья жила за границей, большую часть этого времени мы были в Арабских Эмиратах. Там я впервые увидела магазины, в которых все вещи имели одинаковую цену. Мне очень нравилось ходить туда за покупками. Тогда я удивлялась, почему в нашей стране нет подобного формата. Так зародилась идея перенести этот проект в Казахстан. 

Однажды, когда я была в таком магазине, услышала, как покупательница говорила продавцу, что любит приходить к ним лишь для того, чтобы поднять себе настроение новой покупкой. Тогда она приобрела шляпку. Из их разговора я поняла, что так женщина снимала свое напряжение.

У нас в стране не было такого магазина, где были бы все условия для покупок без стресса, в котором бы выгодно сочетались красота, уют, качественный сервис и доступные цены. Эта мысль и натолкнула меня на то, что подобные магазины стоит открыть и в Казахстане.

 

Сложно ли запустить розничную сеть?

Открыть свой бизнес в Казахстане не сложно. Практически весь процесс регистрации предпринимательской деятельности автоматизирован и проводится в режиме онлайн. К тому же работают различные организации, которые оказывают всестороннюю поддержку предпринимателям. 

Прежде чем открыть первый магазин, мы провели большую подготовительную работу. Много усилий потребовала разработка концепции и креативной идеи, построение финансовой модели бизнеса, вопросы ассортимента, маркетинга, логистики. 

Девальвация тенге стала для нас проверкой на прочность. Так получилось, что на тот момент мы находились в Китае, там заказывали товар и заключили контракты с производителями. Уже успели оплатить заказ, и тут тенге обвалился. 

С китайцами всегда нужно держать ухо востро, постоянно быть внимательным даже к самым мелким деталям. Часто они одобрительно кивают, но в итоге могут подвести в самый неподходящий момент. Такое может быть даже с поставкой товара. Мы изначально об этом слышали, и прежде чем начинать дело, консультировались с теми, кто уже работал в этой сфере. Впоследствии нам удалось найти надежного бизнес-партнёра, который сейчас контролирует все бизнес-процессы в Китае. Партнёр гарантирует соответствие товара надлежащему качеству, следит за тем, чтобы именно заказанный товар был отправлен к нам, консолидирует весь груз и контролирует со своей стороны его надлежащую транспортировку.

В Алматы дорого стоит арендовать помещение, и это ещё одна сложность, с которой пришлось столкнуться. Если бизнес находится только в начале своего пути, высокая аренда может сильно тормозить процесс развития или же вовсе погубить предприятие. Сейчас реалии рынка немного изменились, аренду понемногу начинают понижать. Стараемся торговаться с владельцами торговых центров, добиваться более выгодных для нас условий. 

Мы представляем людям продукцию, которую даже сегодня может себе позволить практически каждый. 
Нашему проекту около года. На данный момент у нас в сети четыре магазина, в ближайшем будущем планируем открыть пятый. Такую доступную цену, в 300 тенге за единицу товара, мы смогли предложить покупателям исключительно благодаря тому, что отказались от посредников. Нам удалось напрямую выйти на производителей, и заключить с ними контракты. 
Наш бизнес пока не стал рентабельным, хотя конечно мы планируем выйти на окупаемость.

 

Покупки без обмана

Недавно проводили маркетинговое исследование, и его данные нас порадовали. Выяснилось, что в среднем каждый магазин сети посещают около 500 человек в день. Отрадно, что более 50 процентов людей, совершивших покупки в наших магазинах, возвращаются обратно за следующим товаром в течении двух-трех недель. Это очень хороший показатель, который говорит, что клиентам нравится наш магазин и продукция, ведь они приходят к нам вновь. Бизнес растёт и развивается. Товарооборот ежемесячно вырастает на 50 процентов – это отличный показатель. 

Мы позиционируем наш магазин как место, где можно совершить покупки без стресса. Это означает, что человеку не нужно напрягаться, судорожно считая в уме, сколько денег придётся отдать на кассе. Переступив порог нашего магазина и зная свой бюджет можно запросто прикинуть, сколько вещей получится приобрести. Человеку достаточно пройтись по магазину, выбрать товар, и после спокойно оплатить. Причём в ситуации, когда цена фиксирована, ни о каком обмане клиента на кассе речи быть не может. 

Если говорить о портрете нашего покупателя, то это в большей степени семейная женщина в возрасте старше 25 лет со средним или ниже среднего уровнем дохода. 

 

Что можно продать за 300 тенге

Я хозяйка и мама двоих детей, к тому же молодая женщина. Ассортимент магазинов я подбирала, основываясь на собственном опыте и интересах. Каждую вещь буквально примеряла на себя и старалась подобрать самое оптимальное соотношение цены и качества. 

Хозяйственные товары для дома и автомобиля мне помогал выбирать супруг. Он мой главный идейный вдохновитель и советник по бизнесу. Мы не стали изобретать велосипед, а посмотрели на то, как это делают уже много лет подобные сети за границей. 

Людям нравится, когда они могут прийти в магазин и много-много купить за небольшие деньги. В Америке в аналогичной сети представлено свыше тысячи наименований, они даже продукты питания продают. Думаю, в будущем мы тоже к этому придем.  

Средний чек на кассе составляет 1200 тенге, то есть люди покупают в среднем по 4 единицы товара. В основном, хороший спрос на предметы бытовой химии и различные расходные материалы, предназначенные для дома. 

Если говорить о планах, то конечно они у нас большие. Мы растём и планируем расширяться. В ближайшие несколько лет хотим открыть более 50 магазинов по всей стране, так как в регионах мы тоже нужны. 


Где искать и как учить сотрудников?

В нашем бизнесе очень важно качество работы продавца. Персонал мы набираем по объявлению, в процессе обучения часть кандидатов отсеивается. 


Будущие сотрудники сети проходят тренинги, знакомятся с продукцией. У нас много товара, который надо знать детально и уметь рассказывать о нём покупателям. Потому что есть некоторые вещи, которые не просты на первый взгляд, и сразу не поймёшь, что это и для чего. 

Текучка кадров, конечно, есть. Это неизбежно в подобных сетях. Но я бы не сказала, что она у нас катастрофическая. Основной сформированный костяк ребят работает с момента запуска магазинов. 

Обучающие тренинги проводятся постоянно, так как мы работаем над улучшением качества предоставляемых услуг. Через социальные сети мы можем получить обратную связь от покупателей и оперативно среагировать на них. 

 

Источник: NUR.kz