Как писать текст, если ты не копирайтер

 

Эти советы помогут вам научиться писать интересные и структурированные тексты уже с первого раза

 

 

В наши дни уметь писать хорошие тексты – это уже не привилегия, а самая настоящая необходимость. С развитием индустрии рекламы, маркетинга, блог сферы, диджитал становится ясно, что без текстов никак не обойтись. Конечно, они стали другими по структуре, по подаче, по языковому выражению. Да и спрос изменился. Нынче мы скорее наткнемся на описание пользы того или иного продукта, нежели на памфлет из передовицы какой-нибудь газеты. Однако суть их важности остается. Ведь другими средствами выразить что-то очень уж сложно.

Для любого СМИ текст – это инструмент выгодной продажи информации. Для любого бизнесмена текст – это инструмент выгодной продажи своего продукта. Ведь без правильно подобранных слов не донести до публики своей мысли, не совершить выгодных сделок, не достичь цели, и попросту не получить удовлетворения от проделанной работы.

Сейчас в штатах крупных компаний, как правило, содержится специалист, а иногда сразу несколько, кто занимается копирайтингом, то есть написанием текстов. Как правило, это рекламные, коммерческие материалы, описывающие деятельность компании, часто с прямыми призывами к ней обратиться. Однако, этим, конечно, ограничиваться не стоит. Ведь для любого бизнеса, как воздух, нужна лояльность клиента, поэтому тексты не должны бездумно «просить купить».  Важно понять проблемы своей аудитории, рассказать о путях их решения, дать парочку дельных советов, рассказать интересные истории, помочь, в конце концов.

Если же у вас небольшое предприятие, вы можете самостоятельно вести диалог с клиентом с помощью текстов. Причем делать это по-разному: посредством коротких постов в социальных сетях и выжимок до длинных статей и полноценных лонгридов на различных сайтах СМИ или ваших личных ресурсах. Все зависит от желаний и стремлений. Ниже мы расскажем, какими должны быть тексты, которые будут пользоваться спросом,  и как их правильно писать, особенно, если ты не копирайтер.

Небольшая ремарка: В интернете, по соответствующим запросам, можно найти достаточно много статей на данную тему, подборок литературы о том, как правильно создавать красивые и читабельные тексты. В данном же материале мы делимся собственным опытом. Признаемся, автор никаких современных книг и руководств не читал, зато имеет диплом журналиста и много лет практикует навык письма, к которому мы сегодня и приоткроем завесу. Нужен ли талант в данном деле? Наверняка, на какой-то процент – да. Остальное – это желание, усердие, знание определенных фишек, и правильное их применение.  Главный вопрос в том, что это за фишки такие. О них и пойдет речь далее.  

Краткость - сестра таланта

Самые популярные книжки о копирайтинге в один голос твердят, что писать нужно кратко, а потоки сознания, выраженные на бумаге, безжалостно сокращать чуть ли не до тезисов.

Максимально сокращайте текст. Если можно обойтись без каких-либо слов — смело их выбрасывайте (взято из книги Максима Ильяхова «Пиши, сокращай»)

Но как быть, когда кажется каждое слово важным. Можно поступить следующим образом: тщательно изложить все свои мысли в длинные предложения. Только после начинать работать с «простыней». Почему важно вытащить все из головы? Так мы избавляемся от накопившихся знаний относительно какой-либо темы, которые долгое время в нас копились. Мы выжимаем все и оставляем опыт на бумаге, освобождая место в голове. Нас больше не тяготит ничего, нет чувства недосказанности или неполноценности в готовом варианте. Уже после начинаем работать с текстом, как с материалом. Сокращать предложения, упрощать их смысл, делать доступным для прочтения каждому. В конце вы сами удивитесь своему результату.

От автора: «Когда я учился в университете один преподаватель, настоящий профессионал в журналистике, сказал, что писать нужно так, чтобы текст смог прочитать и понять трехлетний ребенок. Эту же фразу я слышал не один раз, будучи сотрудником в редакциях. Справедливое нарекание. По большей степени, такой совет работает в отношении новостных текстов, когда информация должна быстро и точечно усвоиться человеком из абсолютно любого сословия, сферы деятельности и социального статуса. Но если применять вышеописанный метод в любых других видах повествования, можно неожиданно заметить, как тексты приобретут особую изюминку».

Смысл важнее слов

Довольно обширное понятие, но очень точно передающее самый глубокий смысл любого вида творчества. Действительно, неважно то, насколько красиво вы умеете писать. Если в ваших словах нет смысла, либо вы сами не знаете, чем они полезны миру – то никто другой за вас понять этого точно не сможет. Чтобы написать сильный текст, нужно понимать, для кого и зачем вы его пишете. У каждого текста должна быть цель. Задавайтесь вопросом, чего вы хотите добиться, написав что-то.

Переживайте то о чем пишите. А если быть точнее: пишите о том, что переживаете. Если нужно писать много, и не все темы проходят, непосредственно, через ваше сердце, старайтесь адаптировать их к себе. Когда есть эмоция, которую можно почувствовать сквозь написанное, это всегда будет цеплять читателя. Любую ситуацию о которой вы пишите, прикиньте на себя. Представьте, что вы в ней оказались и спросите: «Что я в таком случае буду делать? Какие искать пути к решению проблемы?», и просто пишите через призму себя и своих личных переживаний той или иной ситуации.

Структура

Прочитав первый пункт, и не дойдя до конца, можно подумать, что структура текста не имеет никакого значения. Однако, все как раз напротив. Начинаться повествование должно с главного, дабы заинтересовать читателя с первых секунд. Вперед мы вытаскиваем максимально важное и интересное, о чем можно рассказать, все факты и козыри. На языке СМИ – это называется инфоповодами. Под конец мы оставляем уже несущественные детали, которые также важны, однако уступают в приоритетности тому, что мы выносим в начало. Избегайте лишних слов и канцеляризма в своих текстах. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Значит проблема в формулировке. Потратьте чуть больше времени, но переберите в голове разные варианты и у вас все получится.

Пример: «Эксперты рассказали, что обладают пессимистическими прогнозами относительно развития нефтедобывающей отрасли». Зачем так нагромождено, когда можно сказать: «Эксперты не верят в нефть»?

Заголовок

Заголовки – это больше половины успеха вашего материала. Это лицо и внешний вид того, что вы создаете. Верно говорят, что встречают по одежке. Ведь, чтобы прочитали ваш текст, на него должны наткнуться, задержаться взглядом, а затем принять решение переходить либо нет, дочитывать до конца либо нет. И поверьте, никакая гениальная фраза в середине вашей статьи не привлечет внимание читателя. Не бойтесь противоречивого, скандального подтекста в заголовках, намеков на суть, интриги, разоблачения. Все зависит от направленности текста. Можно и нужно выносить в заголовок важный факт, деталь, новость, проблему, боль и так далее. Важно также понимать, что заголовок должен быть максимально кратким, но емким. Известный российский копирайтер Денис Каплунов очень точно подметил: «Если собака кусает человека - это не новость; новость — если человек кусает собаку». Вот так и рождаются броские заголовки».

Сноски

Попробуйте сформулировать тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это самая оптимальная длина внятного ответа на вопрос «О чем ты хотел рассказать?» Представьте, что вам задали этот вопрос и у вас есть 20 секунд, чтобы донести мысль до человека. Держите это правило в голове всегда.

Диаграммы и абзацы

Разбивайте текст на модули, дополнительные сноски, маркированные списки и так далее. Как выяснили ученые, такое оформление лучше всего воспринимается читателями. Таким образом, зрительно ваш текст значительно повысит свою привлекательность. 

Грамматические ошибки

Соблюдайте пунктуацию и орфографию, проверяйте отписанный материал несколько раз. Правильный и грамотно составленный текст взывает к доверию читателей. И, напротив, даже если вы пишите интересно и о важном, ошибки могут срубить все на корню. Отношение к вам, как к автору, будет на порядок ниже уровнем. Не ленитесь перечитывать свои тексты. 

Диалог

Общайтесь с читателями через ваш текст. Используйте для этого слова, отражающие напрямую обращение к вашему, как бы, собеседнику. Укажите ему на важность месседжа, попросите представить, посмотреть, что-то вспомнить и так далее. Пишите так, чтобы можно было уловить ваше настроение и тон: улыбку или агрессию. Когда вы пишите эмоционально, никому не будет дело до того, что в тексте не использованы красивые термины, роскошные обороты, метафоры, афоризмы. Вас все равно, скорее всего, будут дочитывать. Во время созидания, поставьте на фон подходящую музыку, она поможет с организацией правильного настроения.

 

Возможно, эти советы не сделают вас вмиг профессионалом в области написания текстов, но, однозначно, помогут  в наработке соответствующих навыков. Далее вы можете развивать их уже по вашему собственному усмотрению. Чтобы облегчить эту задачу и помочь вам усвоить одно из главнейших правил написания хорошего текста, приведем в пример простую притчу копирайтеров от гуру копирайтинга Дениса Каплунова, которую можно легко и навсегда запомнить:

«Текст похож на женскую юбку. Он должен быть достаточно длинным, чтобы охватывать самое главное, но при этом достаточно коротким, чтобы оставаться интересным».