Форум собрал на одной площадке представителей государственных органов, международных операторов маркировки в странах ЕАЭС и Узбекистане, руководителей крупных отечественных производителей и экспертов для совместной выработки решений по дальнейшему развитию системы маркировки.
Помощник Президента РК Куанышбек Есекеев в своем докладе отметил роль цифровой маркировки, как зрелой национальной системой, которая помогает бороться с контрафактом, защищает права потребителей, создает равные условия для бизнеса и укрепляет доверие к рынку. Каждый код на упаковке стал гарантией подлинности и символом новой культуры ответственности, отметил спикер.
Первой товарной группой, подлежащей обязательной маркировке и прослеживаемости, 1 октября 2020 года стали табачные изделия. 1 ноября 2021 года введена обязательная маркировка обуви, 1 июля 2024 года – всех лекарственных средств.
Цифровая маркировка уже в течение 5 лет способствует борьбе с теневым рынком. Как отметила первый вице-министр торговли и интеграции РК Айжан Бижанова, в 2024 году выявлено нелегальной табачной продукции на сумму свыше 12,8 млрд тенге, в сравнении с 2022 годом рост составил 440%. Рост поступлений НДС и таможенных пошлин по импортированной обувной продукции за период с 2021 по 2024 годы составил 317,9%.
Фармацевтический рынок уже на 100% задействован в цифровой маркировке. Система обеспечивает полную прослеживаемость лекарств как в коммерческом секторе, так и в системе ГОБМП и ОСМС. Планируется, что с 2026 года экономия бюджета составит до 50 млрд тенге за счет более эффективного планирования закупов. Министр подчеркнул, что маркировка превратилась из технологического эксперимента в устойчивый механизм регулирования товарных потоков.
АО «Казахтелеком» в статусе Единого оператора системы цифровой маркировки с 2020 года обеспечивает технологическую основу прослеживаемости товаров в Казахстане. Как отметил председатель правления компании Багдат Мусин, за пять лет система масштабировалась от пилотных проектов до высоконагруженной платформы, которая способна реализовывать высокотехнологичные решения в короткие сроки.
Генеральный директор Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров Tañba Бикеш Курмангалиева в ходе выступления поделилась текущими результатами проекта. По ее словам, система позволила полностью оцифровать процесс оборота маркированных товаров – от момента производства или импорта до конечной реализации потребителю.
Участники форума Digital Tañba обсудили опыт внедрения обязательной маркировки с представителями профильных министерств, познакомились с результатами проекта и планами на будущее, а также сравнили практики маркировки в других странах. Отдельное внимание уделили влиянию системы на экономику Казахстана и опыту отечественных компаний.
Единый оператор маркировки товаров