Маркировка
21.10.2025, 11:12

6 млрд кодов и выявление контрафакта: результаты маркировки в Казахстане за 5 лет озвучили на форуме Digital Tañba

404 просмотра
За пять лет действия системы цифровой маркировки в Казахстане промаркировано более 6 млрд единиц товаров, среди них табачные изделия, обувь и лекарственные средства. Промежуточные итоги реализации проекта подвели на форуме «Digital Tañba: прозрачность рынка как основа экономического роста» в Астане.

Форум собрал на одной площадке представителей государственных органов, международных операторов маркировки в странах ЕАЭС и Узбекистане, руководителей крупных отечественных производителей и экспертов для совместной выработки решений по дальнейшему развитию системы маркировки.

 

Помощник Президента РК Куанышбек Есекеев в своем докладе отметил роль цифровой маркировки, как зрелой национальной системой, которая помогает бороться с контрафактом, защищает права потребителей, создает равные условия для бизнеса и укрепляет доверие к рынку. Каждый код на упаковке стал гарантией подлинности и символом новой культуры ответственности, отметил спикер.

 

«Президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев обозначил стратегическую цель – сделать Казахстан цифровым лидером региона, страной, где технологии работают на человека и общество. И Digital Tanba – элемент цифровой трансформации национальной экономики, а учитывая масштаб проекта в рамках ЕАЭС, то и трансграничная торговля тоже будет существенно оптимизирована за счет проекта. Сегодня мы создаём не просто систему маркировки, а основу цифрового суверенитета. Формируем культуру доверия, прозрачности и ответственности», – сказал Куанышбек Есекеев.

 

Первой товарной группой, подлежащей обязательной маркировке и прослеживаемости, 1 октября 2020 года стали табачные изделия. 1 ноября 2021 года введена обязательная маркировка обуви, 1 июля 2024 года – всех лекарственных средств.

 

Цифровая маркировка уже в течение 5 лет способствует борьбе с теневым рынком. Как отметила первый вице-министр торговли и интеграции РК Айжан Бижанова, в 2024 году выявлено нелегальной табачной продукции на сумму свыше 12,8 млрд тенге, в сравнении с 2022 годом рост составил 440%. Рост поступлений НДС и таможенных пошлин по импортированной обувной продукции за период с 2021 по 2024 годы составил 317,9%.

 

Фармацевтический рынок уже на 100% задействован в цифровой маркировке. Система обеспечивает полную прослеживаемость лекарств как в коммерческом секторе, так и в системе ГОБМП и ОСМС. Планируется, что с 2026 года экономия бюджета составит до 50 млрд тенге за счет более эффективного планирования закупов. Министр подчеркнул, что маркировка превратилась из технологического эксперимента в устойчивый механизм регулирования товарных потоков.

 

«На сегодняшний день завершены пилотные проекты по товарам легкой промышленности, пивоваренной продукции и моторных масел. По итогам Межведомственная комиссия одобрила введение обязательной маркировки. Также завершен проект по ювелирным изделиям. В настоящий момент на стадии реализации находятся пилотные проекты по маркировке бытовой химии, БАДов, дериватов сайгака, газовых баллонов и древесины. Министерство торговли и интеграции координирует этот процесс, выстраивая баланс интересов государства и бизнеса. Важно, что все решения принимаются на основе анализа данных и результатов пилотных проектов», – отметила Айжан Бижанова.

 

АО «Казахтелеком» в статусе Единого оператора системы цифровой маркировки с 2020 года обеспечивает технологическую основу прослеживаемости товаров в Казахстане. Как отметил председатель правления компании Багдат Мусин, за пять лет система масштабировалась от пилотных проектов до высоконагруженной платформы, которая способна реализовывать высокотехнологичные решения в короткие сроки.

 

«Безусловно, мы продолжим совершенствовать технологии, внедрять новые подходы к обработке данных, усиливать безопасность и развивать аналитику. Наша цель – чтобы система цифровой маркировки оставалась эталоном цифровой трансформации экономики Казахстана», – сказал Багдат Мусин.

 

Генеральный директор Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров Tañba Бикеш Курмангалиева в ходе выступления поделилась текущими результатами проекта. По ее словам, система позволила полностью оцифровать процесс оборота маркированных товаров – от момента производства или импорта до конечной реализации потребителю.

 

«С момента введения обязательной маркировки табачных изделий в системе зарегистрировано 56 тысяч участников оборота табачной продукции, почти 5 тысяч – обувных товаров, 8 тысяч – лекарственных средств. Единым оператором выдано более 6 млрд кодов маркировки для табачных изделий, 145,7 млн кодов – для обуви, 560 млн кодов – для лекарственных средств. Для государственных органов разработано приложение Naqty Gov, позволяющее осуществлять контроль за оборотом маркированных товаров. Потребители также могут проверять коды маркировки и, в случае выявления нарушений, направлять обращения в приложении Naqty Onim», – поделилась Бикеш Курмангалиева.

 

Участники форума Digital Tañba обсудили опыт внедрения обязательной маркировки с представителями профильных министерств, познакомились с результатами проекта и планами на будущее, а также сравнили практики маркировки в других странах. Отдельное внимание уделили влиянию системы на экономику Казахстана и опыту отечественных компаний.

 

logo Единый оператор маркировки товаров
Перейти на сайт