О внедрении обязательной маркировки табачных изделий

 

 

МАРКИРОВКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

 

Маркировка сигарет в Казахстане увеличит выручку добросовестного бизнеса. Теневой рынок табачной продукции в Казахстане составляет порядка 10 миллиардов тенге (Согласно исследованиею Nielsen, объем нелегального оборота табачных изделий состовляет 2,3% за 2019 г.), после внедрения маркировки в краткосрочном периоде предполагается сокращение теневого рынка до 3 млрд тенге.
Краткосрочный монетарный эффект от внедрения маркировки составит 15,2 млрд тенге прибыли для бизнеса и 5,1 млрд тенге пополнения бюджета за счет выплат акциза и НДС.
Источники: по оценке рабочей группы, в краткосрочном периоде маркировка позволит снизить долю теневого рынка табачных изделий на 60-70% (по оценке российского Оператора маркировки, ЦРПТ) до 3 млрд тенге. При этом, маркировка сможет увеличить выручку бизнеса на 15,2 млрд тенге за счет увеличения доли белого рынка, снижения издержек на поставку и увеличение эффективности цифрового планирования (Согласно исследованиям Cognizant и BCG, маркировка позволяет увеличить выручку за счет увеличения эффективности цифрового планирования на 0,75-1,3%, а также снизить издержки поставок на 6,5%). Дополнительно, маркировка может пополнить бюджет страны на 5,1 млрд тенге путем увеличения сбора налогов от НДС и акцизных выплат.

 

Проект системы маркировки и прослеживаемости товаров реализуется в рамках цифровизации экономики РК.
В рамках реализации соглашения о маркировке товаров государствами-членами ЕАЭС проводится активная работа по внедрению маркировки табачных изделий.
 
Комитетом государственных доходов разработал проекты документов:
Приказ об утверждении правил маркировки и прослеживаемости табачных изделий
Проект Постановления Правительства об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке
Предлагаемые сроки:
Сигареты – 1 июля 2020 г.
Остальные табачные изделия – 1 января 2021 г.

 

 


 

 

Мировой опыт

 

Зарубежный опыт показывает, что в большинстве стран маркирование товаров в первую очередь применяют в отношении группы товаров, где используется контрафактной̆ (некачественной) продукции, которая может угрожать здоровью и жизни населения. К таким товарам относятся подакцизные товары и лекарственные средства. Соответственно такие товары следует выделять в качестве приоритетных для внедрения систем маркирования.
 
Целесообразность и необходимость введения маркировки табачных изделий также подтверждена Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в Протоколе о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями. Вследствие незаконной торговли табачные изделия становятся доступнее и дешевле, что ставит под риск здоровье граждан и влечет существенные налоговые потери.
Из успешных кейсов можно отметить Бразилию, где собираемость налогов после введения маркировки табачных изделий возросла на 40% в течение 2008-2010 гг. и было закрыто 7 нелегальных заводов
И Турцию, где только в первый год введения маркировки (2007 г.) собираемость налогов от табачных изделий выросла на 1,8 млрд долларов, от алкогольных напитков и пива - 200 млн долларов.
 
 

 

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ НАЧИНАЮТ С ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО МАРКИРОВКЕ ТАБАКА

 

 
Успешно проведен и завершен пилот по табаку 31.03.20:
Для КГД МФ РК продемонстрирован весь цикл торгового оборота от производства для выбытия
Разработаны «Правила маркировки табачных изделий средствами идентификации и их оборота»
Завершена работа по анализу регуляторного воздействия (АРВ)
 
Пилотный проект по табаку доказал, что введение обязательной маркировки сигарет будет способствовать решению проблемы нелегального оборота сигарет в стране.

 

 

 

Новости