В Казахстане с октября 2018 года по 1 апреля 2019 года проводился пилот по маркировке табачных изделий. В пилоте участвовали два производителя, три импортера и два дистрибьютора, промаркировано было 58 млн пачек сигарет. В ходе пилотного проекта оператором было проведено несколько встреч с предпринимателями, где были презентованы положения обязательной маркировки, а также проводилась разъяснительная работа. Ниже собран перечень основных вопросов, которые были заданы непосредственного представителями бизнеса, реализующих табачную продукцию и сигареты. Мы постарались подробно ответить на каждый и предоставить их списком для вашего удобства.

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Борьба с теневым рынком, фальсификатом, недобросовестной конкуренцией со стороны нелегалов не должна зависеть ни от каких обстоятельств. Более того, её надо начинать как можно скорее и усиливать! 
Министерство финансов подготовит НПА для введения обязательной маркировки к 01 июля 2020г. Но учитывая текущую ситуацию, внедрение обязательной маркировки на табачные изделия планируется  с 1 октября 2020 года.

 

 

На начальном этапе цифровая маркировка будет осуществляться параллельно с акцизными марками. С 2021 года Комитетом государственных доходов планируется исключить акцизную марку. 

 

Прогнозируемый тариф на маркировку табачных изделий, уплачиваемый в сторону Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров, планируется установить на уровне 3 тенге, включая НДС. 
Для бесперебойного функционирования процесса маркировки и прослеживаемости товаров, Единый оператор обеспечивает:
Разработку, внедрение,  сопровождение и эксплуатационную поддержку Информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ) для информационного обеспечения процессов маркировки товаров средствами идентификации и их дальнейшей прослеживаемости в процессе оборота;
Интеграцию ИС МПТ с государственными информационными системами и системами Операторов фискальных данных;
Подключение по каналам связи к ИС МПТ и техническую поддержку пользователей системы; 
Создание, администрирование и техническое сопровождение инфраструктурной площадки на базе ЦОД Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров;
Обеспечение безопасности хранения информационных ресурсов при осуществлении деятельности по маркировке и прослеживаемости товаров;
Выпуск средств идентификации (кодов маркировки), их учет и безопасное хранение;
Обеспечение многоканального Контакт-центра для приема обращений и консультирования пользователей;
Оснащение производителей Системой управления заказами(СУЗ), в том числе их обслуживание и техническая поддержка пользователей. 

 

 

Да, такие планы имеются. Данный вопрос будет рассмотрен.
 
Оператор разрабатывает мобильное приложение для смарфонов с функцией сканирования и гашения кодов маркировки, а также при приёмке товаров. ПО будет предоставлено участникам оборота бесплатно. Кроме того, оператор готовит предложение для розничных точек на приобретение сканеров в лизинг, подробнее — на сайте.

 

 

Так как табачные изделия вредный продукт МФ РК планирует внедрить маркировку на всю табачную продукцию, включая ИНТ.
 
В настоящее время между оператором и Комитетом государственных доходов идёт процесс согласования интеграции систем МПТ и «Астана-1».

 

В настоящее время ведется активная работа с поставщиками учетных систем в части интеграции. Так, для автоматической интеграции с поставщиками решений на базе 1С (90% рыночных ERP систем) разработан API, который уже проходит совместное тестирование. Разработан и успешно прошел тестирование API по работе с системой управления заказами (интегрированы учетные системы). Продолжается работа по расширению функций автоматического взаимодействия через API с другими платформами учетных систем. 

 

Оборот альтернативного табака в РК составляет менее 10% от общего оборота табачных изделий, проработка вопроса маркировки альтернативного табака запланирована на 2-ое полугодие 2020г.

 

В настоящее время каких-либо ограничений не будет, остатки табачных изделий на дату введения обязательной маркировки подлежат свободной реализации. 

 

 

МФ РК Будет проработан вопрос с Оператором.
На первом этапе будет оказана консультационная поддержка бизнесу - проведение семинаров, вебинаров,. Более того, оператор в настоящее время формирует список компаний, которые будут поставлять оборудование, программные продукты и другие решения, позволяющие оптимизировать процесс. В целях создания конкурентного и качественного рынка обслуживающих компании Оператор в настоящее время проводит большую работу. 
 
Планируется внести поправки в Кодекс об административном правонарушении в части установления ответственности за продажу немаркированного товара

 

Функционал импорта из третьих стран предполагает реализацию в Личном кабинете ИС МПТ "Уведомления"  о ввозе товаров из третьих стран, после представления которого фактически импортированный товар будет введен в оборот на территории Республики Казахстан. В апреле 2020 г. была завершена настройка производственных линий на БАТ Узбекистан, также отработана эмиссия кодов маркировки. В настоящее время ожидается производственный заказ для нанесения кодов, с последующим импортом в РК.

 

В настоящее время ведется активная работа с поставщиками учетных систем в части интеграции. Так, для автоматической интеграции с поставщиками решений на базе 1С (90% рыночных ERP систем) разработан API, который уже проходит совместное тестирование. Разработан и успешно прошел тестирование API по работе с системой управления заказами (интегрированы учетные системы). Продолжается работа по расширению функций автоматического взаимодействия через API с другими платформами учетных систем. 

 

Одна из основных задач введения института маркировки - это BIG DATA. Данные будут обрабатываться, верифицироваться и предоставляться заинтересованным сторонам для аналитики.

 

Данный вопрос прорабатывается Оператором совместно с уполномоченным государственным органом.
На первом этапе будет оказана консультационная поддержка бизнесу - проведение семинаров, вебинаров. 

 

в 2018 году пилотный проект по маркировке табачных изделий, был начат в соответствии с Распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии № 25 от 13 июля 2018 года. В этой связи у нас общий подход по структуре маркировки, это необходимо в том числе для трансграничного обмена сведениями, что бы не было разночтений. Касательно стоимости кода маркировки, в каждой стране он определяется самостоятельно, в РФ установлена единая цена на все товары по маркировке. В РК предполагается для каждой товарной группы устанавить свой тариф. 

 

Стоимость оборудования для нанесения СИ будет опубликована на официальном интернет-ресурсе Единого оператора по мере расширения товарных позиций по маркировке с указанием наименования компаний-производителей или официальных дистрибьюторов, а также их контактных данных. При этом, по маркам оборудования нет каких-либо ограничений, необходимо лишь полное техническое соответствие заданным требованиям по нанесению СИ.

 

В этом случае будет необходимо осуществить нанесение казахстанского СИ на товар, т.к. вопросы признания СИ третьих стран в настоящее время не рассматриваются. В будущем, в случае решения стран-участниц ЕАЭС о признании СИ каких-либо третьих стран данный вопрос может быть пересмотрен.

 

В зависимости от метода маркировки, может потребоваться установка дополнительного оборудования при производстве, но данная необходимость возникает только при прямом нанесении маркировки на упаковку. В свою очередь при этикетировании такой необходимости нет.

 

Предприниматели будут видеть все свои данные по кодам и операциям в личном кабинете ИС МПТ.

 

При реализации табачных изделий участник оборота табачных изделий формирует Акт према/передачи, содержащий в обязательном порядке сведения по кодам идентификации реализуемых товаров и типам упаковки таких товаров, подписывает ЭЦП и направляет в ИС МПТ для получения регистрационного номера, в срок не позднее дня реализации табачных изделий.

 

 

Случаи ЧП будут описаны в SLA (Service Level Agreement, договор между Оператором и УОТ), образец договора будет предоставлен. Система спроектирована с тройным резервированием производительности и имеет соответствующие ЦОДы. (Центр обработки данных). 

 

В рамках обеспечения автоматизации бизнес-процессов при работе с маркированным товаром Оператором проводится активная работа с группой компаний 1С по выпуску соответствующего обновления. В ближайшее время будет произведено обновление функционала ИС МПТ, после чего в  планах Оператора начать аналогичную работу с группой компаний SAP по мере их готовности.

 

На сегодняшний день в нашей стране силами двух операторов реализуется крупный проект по строительству оптической сети в 828 населенных пунктах, где ранее отсутствовал доступ в Интернет. Помимо этого операторами сотовой связи реализуется проект по обеспечению мобильным интернетом. На сегодня более 4300 населенных пунктов страны уже имеют доступ к мобильному высокоскоростному Интернету. До конца года доступ к 3G или 4G должен быть во всех селах, где проживает 250 человек и более. Таким образом, ожидается, что в конце 2020 года, количество населенных пунктов, охваченных мобильным высокоскоростным интернетом, увеличится до 5 163, а общий охват населения 3G/4G возрастет до 18 млн. человек.

 

Расходы варьируются в зависимости от вида участника цепочки поставок. Расходы включают в себя приобретение оборудования (оборудования для маркировки, 2D сканеры, ТСД) и интеграцию ПО с системой маркировки. 

 

Нет в рамках тарифа ТСД (Терминал сбора данных) предоставляться не будут. Изначально ТСД планировалось предоставлять участникам только в рамках пилотного проекта.

 

Тестирование перемещения по полной торговой цепочке проводилось. 1. Демонстрация была проведена в магазине у дома ИП Ашимова по адресу ул. Сауран 12/1, с участием КГД. 2. В ТРК "Хан-Шатыр", ИП "Карагач", с участием ТОО "Мегаполис"
 
Оператор обеспечивает оснащение производителей Станцией управления заказами — СУЗ (у импортеров облачный СУЗ), в том числе их обслуживание и техническую поддержку на безвозмездной основе, согласно договору, заключенному между производителем (импортером) и Оператором.

 

 

Согласно планам реализации проекта маркировки и прослеживаемости оформление акта приема-передачи при обороте маркированного товара вводится с 1 октября 2020 года.  К этому времени участники оборота маркированных товаров должны подготовиться — настроить свои системы и обучить сотрудников.  

 

Для подключения к системе маркировки и прослеживаемости товаров необходимо использовать ЭЦП, выданную Национальным удостоверяющим центром на юрлицо или сотрудника организации.

 

Количество подписей зависит от того, где ИП или компания собирается принимать маркированный товар. Для приёмки достаточно одного ключевого носителя ЭЦП, например, на складе. Если магазинов у компании три и она принимает товар отдельно в каждом, потребуется три подписи для каждого магазина.

 

Магазин сообщает о браке и потерях в электронную систему маркировки. В уведомлении указывает коды маркировки товаров, причину списания и прикладывает бухгалтерский документ, на основании которого списывает продукцию.

 

Для этого магазину нужна контрольно-кассовая машина и договор с ОФД. Если договор есть, заключать дополнительное соглашение с ОФД не требуется. Кассир сканирует код маркировки на пачке и продаёт товар. Касса формирует контрольный чек с кодом маркировки и передает оператору фискальных данных. ОФД передаёт чек в систему маркировки. После этого в ИС МПТ фиксируется факт продажи маркированного товара в розницу, а товар выводится из оборота.

 

В случае отсутствия связи ККМ имеет может работать 72 часа в автономном режиме. После восстановления связи чеки, оформленные в автономном режиме, передаются в ОФД.

 


На пачках и блоках производитель печатает двухмерный код Data Matrix. Его считывает 2D-сканер. Проверьте, может ли ваш сканер считывать Data Matrix. Если сканер не позволяет считывать двухмерные коды Data Matrix, то для приемки и продажи маркированных табачных изделий придётся купить 2D-сканер.

 

 

Новости