Перспективная бизнес-модель по продаже б/у товаров. Электронная коммерция C2C
Данияр Куантканов
Обозреватель в ismet
Статья
0 комментариев
120
0 комментариев

Как и другая электронная коммерция, но с меньшей помпой, торговля C2C расширилась во время кризиса COVID-19 вместе со спросом на товары, бывшие в употреблении. Новая бизнес-модель будет демонстрировать еще более сильный рост.

 

Бесчисленные заголовки ознаменовали стремительный рост электронной коммерции во время пандемии COVID-19. Когда болезнь распространилась, внедрение цифровых технологий в Европе подскочило почти на 14 % - рост, на который потребовалось бы 2-3 года в большинстве отраслей при допандемических темпах роста. И он по-прежнему быстро растет. По оценкам McKinsey, электронная коммерция будет расти в период с 2020 по 2024 год как минимум на 8–9 % в год во Франции и Германии, на 6–7 % в год в Великобритании, на 10–12 % в год в Италии и Испании и более 20 % в год в Азии.

Торговые площадки B2C показали себя особенно хорошо. Многие розничные торговцы, работающие в физическом мире, столкнулись с трудностями, когда продажи внезапно переключились на их онлайн-каналы во время блокировки, связанной с кризисом. Это привело к дефициту на складах, замедлению процесса доставки, увеличению числа звонков и онлайн-запросов. В это же время гиганты вроде Amazon и другие торговые площадки B2C с опытом блистали благодаря более совершенным процессам. В 2020 году продажи Amazon выросли в Великобритании на 51% до рекордных 26,5 миллиарда долларов и в Германии на 32% до рекордных 29,5 миллиарда долларов.

Тем не менее, была еще одна история успеха электронной коммерции, о которой гораздо реже рассказывают: рост торговых площадок C2C. Объемы транзакций по большей части подержанных товаров выросли как на «горизонтальных» сайтах (таких как eBay Kleinanzeigen в Германии и Facebook Marketplace, которые предлагают широкий спектр категорий), так и на «вертикальных» сайтах (таких как литовский Vinted, общеевропейский сайт C2C для подержанных модных товаров). На Рис.1 показано, как набирают обороты ряд популярных европейских «горизонтальных» сайтов, раскрывающих объемы транзакций. Например, с начала 2020 года Gumtree в Великобритании и leboncoin во Франции выросли более чем на 50%.

Рис. 1

Рост онлайн-платформ C2C во время пандемии COVID-19 был значительным. 

Всплеск был вызван миллионами людей, которые проводили время во время карантина, приводя в порядок гардеробы, чердаки, садовые сараи и продавая ненужные вещи в Интернете.

Но это не краткосрочная тенденция. Торговля продолжит расширяться благодаря растущей озабоченности потребителей вопросами устойчивости. Кроме того, наши исследования и работа с платформами C2C в Европе показывают, что есть возможность стимулировать дальнейший рост и монетизировать его, отказавшись от традиционной бизнес-модели C2C, которая взимает плату с продавцов за листинг товаров. Вместо этого взимается плата с покупателей.

 

ГДЕ РОСТ

Дважды за последние 1,5 года мы (McKinsey) опросили в общей сложности более 3000 потребителей, которые используют торговые площадки C2C в Германии, Нидерландах и Великобритании. Одна из вещей, которые мы обнаружили, — это самые популярные категории C2C, которыми торгуют во время пандемии COVID-19 (Рис. 2).

Рис. 2.  Покупки/Продажи 

Во всех трех странах респонденты считают, что мода и предметы домашнего обихода (например, игрушки) являются самой большой подержанной категорией. По нашим оценкам, по всей Европе эта категория уже стоит 6 миллиардов евро, увеличившись вдвое в 2020 году. Но рост не полностью связан с пандемией COVID-19. Как видно из Рис. 3, мы прогнозируем дальнейший ежегодный рост примерно на 35% в следующие 4 года. Потребители всех возрастов будут торговать больше, но самые молодые потребители (представители поколения Z, в основном люди в возрасте от 15 до 24 лет) будут лидировать. Сегодня на них приходится около 43% объема рынка - цифра, которая может вырасти до 47% к 2025 году.

Рис. 3

Онлайн-рынок подержанной одежды и предметов домашнего обихода C2C увеличился вдвое в 2020 году и, по прогнозам, будет продолжать расти благодаря поколению Z. 

В среднем 30% респондентов говорят, что покупалось больше подержанных модных вещей в Интернете, чем до пандемии. Основная причина, которую они приводят, — это экономия денег. Однако в среднем 38% говорят, что это произошло потому, что они стремились производить меньше отходов (Рис. 4).

Рис. 4

Люди покупают больше подержанных товаров в Интернете, прежде всего, чтобы сэкономить деньги, но сокращение количества отходов также способствует изменению поведения. 

НОВАЯ МОДЕЛЬ

Переход к модели, взимающей плату с покупателя, может способствовать дальнейшему росту транзакций C2C. Сайты C2C традиционно были бесплатными для покупателей - модель, созданная в Калифорнии основателем eBay Пьером Омидьяром, когда он организовал частный онлайн-аукцион в 1995 году (как сообщается, он был удивлен, когда за первый проданный предмет, сломанную лазерную указку, было выручено 14,83 доллара США). Объемы трафика на сайте быстро стали настолько высокими, что интернет-провайдер Омидьяра увеличил свои сборы, и на этом этапе предприниматель начал взимать с продавцов листинговый сбор.

С тех пор появилось гораздо больше платформ C2C, использующих различные бизнес-модели. Большинство из них, включая eBay Kleinanzeigen, Facebook Marketplace и Gumtree, в основном нацелены на транзакции между людьми из одного и того же местного сообщества и полностью бесплатны для продавцов. Они полагаются на доход от сторонних рекламодателей, привлеченных на сайты с высокой посещаемостью. Некоторые из них, например eBay, взимают с продавца плату за листинг в зависимости от стоимости проданных товаров. А некоторые, такие как Vestiaire Collective (сайт, где продают более дорогую подержанную одежду), углубляются в цепочку создания стоимости и даже предлагают проверки подлинности для некоторых брендовых вещей. Но общим для всех было то, что до недавнего времени платформа была в значительной степени бесплатной для покупателей.

По мере развития сектора несколько новаторов начали монетизировать свои платформы, взимая комиссию с покупателей. Примерами являются модный сайт Vinted и испанский сайт C2C Wallapop. Делая сайты бесплатными для продавцов, компании меняют традиционную модель электронной коммерции, которая фокусируется на максимальном привлечении на сайт возможных покупателей. Предполагается, что устранение препятствий на пути к поставкам приведет к увеличению количества продавцов и, следовательно, увеличению запасов, что, в свою очередь, привлечет больше покупателей и еще больше продавцов. (Обратите внимание, что в среднем 26% респондентов в нашем опросе говорят, что они покупают больше подержанных товаров, потому что стал доступен более широкий выбор товаров.)

В таком случае монетизация происходит за счет взимания комиссии за транзакцию или, что чаще встречается у новичков, возможностей арбитража, связанных с предложением дополнительных услуг. Некоторые игроки в Азии, такие как Mercari в Японии, делают значительный поворот в сторону монетизации на основе транзакций с помощью условного депонирования. Часто такие комиссии могут достигать 10 % от стоимости транзакции. Суть условного депонирования (эскроу) – особая передача имущества по сделке: Сторона А, обязанная передать Стороне Б имущество (или деньги) в силу какого-либо соглашения между ними (обязательства), передает его не Стороне Б, а доверенному лицу - эскроу-агенту.

Кроме того, результаты нашего опроса показывают, что покупатели ценят дополнительные услуги (Рис. 5). Респонденты считают защиту покупателей, при которой средства возвращаются в случае неотгрузки или некачественного товара, фактором номер один, который побудит их покупать больше подержанных товаров. Интегрированные платежи и доставка заняли четвертое и пятое место. Респонденты также ценят сертификацию подлинности нишевых продуктов (например, буддийских амулетов, которые оцениваются такими поставщиками, как Kaidee в Таиланде). Такие игроки, как Carousell, монетизируют эти дополнительные услуги и взимают плату за защиту, чтобы обезопасить покупателя. Торговые площадки C2C также развивают предложения своих продавцов, предлагая инструменты для маркетинга, изучения клиентов и ценообразования; платежные платформы; развитие продаж и обучение.

 

Рис. 5

Ряд дополнительных услуг для клиентов может способствовать увеличению количества покупок подержанных товаров через Интернет.

Возможность значительная. Предполагая комиссию в размере от 2% до 3%, предлагая защиту покупателя с помощью услуги условного депонирования, выручка составит от 80 миллионов евро до 120 миллионов евро на сегодняшнем онлайн-рынке подержанной одежды и семейных товаров. Больше доходов можно получить, предлагая услуги доставки, а также возможность для сайтов, в настоящее время ориентированных на местные рынки, расширить охват своих платформ. Некоторые сайты предлагают услуги доставки по розничным ценам или ниже, но все же имеют маржу, потому что поставщики услуг доставки готовы предложить компаниям скидку.

Новые сайты C2C, реализовавшие такую ​​модель, набирают обороты. Например, в феврале 2021 года Vinted вошел в пятерку лучших приложений для покупок, скачанных во Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Польше и Великобритании. Польский OLX сейчас имеет около 15 миллионов активных пользователей - каждый второй поляк старше 14 лет пользуется сайтом. А крупнейший немецкий сайт C2C, eBay Kleinanzeigen, имеет более 28 миллионов пользователей, что составляет примерно 40 процентов немцев старше 14 лет.

Модель оплаты покупателем также вызвала значительный интерес инвесторов. Например, оценка Vinted, например, увеличилась с более чем 1 миллиарда долларов после успешного раунда финансирования в ноябре 2019 года до более чем 4,2 миллиарда долларов после последнего раунда финансирования в мае 2021 года. В качестве другого примера, Wallapop, по сообщениям, был оценен в 690 миллионов евро в феврале 2021 года, что привело к привлечению нового финансирования в размере 157 миллионов евро. А шведская Yaytrade, платформа для торговли подержанной модной одеждой и аксессуарами, недавно была зарегистрирована на Северо-восточном рынке Nasdaq First North Growth Market.

 

Пока неясно, возобладает ли новая бизнес-модель в торговле C2C. Но три вещи кажутся очевидными:

1.       Платформы C2C не будут конкурировать только между собой. Все компании реагируют на растущий интерес молодых людей ко вторичному использованию товаров. Модные интернет-компании, такие как ABOUT YOU, ASOS и Zalando, начали изучать эти возможности, равно как и компании, занимающиеся розничной торговлей. Например, производитель одежды для активного отдыха Patagonia недавно открыл сайт подержанной одежды Patagonia. Покупатели получают кредит-ноту за нежелательные товары Patagonia, которые компания перепродает.

2.       На конкурентном рынке подержанных товаров компании C2C, которые предпочитают не взимать комиссию с продавцов за относительно недорогие товары, могут иметь наилучшие возможности для получения преимущества в отрасли.

3.       Покупатели подержанных товаров часто ценят те же предложения услуг, к которым они привыкли, покупая новые товары в Интернете, - например, безопасность, возможности оплаты и доставки, а также простоту использования.

Мы предполагаем, что платформы C2C, которые предлагают такие услуги (плавно интегрированные) могут быть лучше всего позиционированы для получения преимущества в отрасли. На сегодняшний день очень немногие платформы C2C предлагают такой полный пакет. Когда будет сделано больше, секонд-хенд перестанет играть вторую роль.

По материалам компании «McKinsey» 

 

+2000 компаний регистрируется на ISMET.KZ каждый месяц. Ваши товары и услуги увидят другие компании, которые ищут информацию для развития своего бизнеса и пришли на ISMET.KZ, чтобы быстро найти нужного поставщика. 

Помогаем продавать сервис, танк, мечту, кровать!

6 дней назад, 15:43
Стань партнером Исмет
ISMET.KZ — это платформа для бизнеса, на которой собраны современные IT-решения для предпринимателей, меры господдержки. На платформу выведены услуги интернета, телефонии и телевидения специально для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Поделиться этой новостью:
Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии