Как открыть музыкальную школу?
Данияр Куантканов
Обозреватель в ismet
Статья
0 комментариев
202
0 комментариев

Есть люди, для которых бизнес – это в первую очередь деньги.
Наш сегодняшний герой никогда не гнался за богатством.
Он скорее отвергнет финансовую помощь, чтобы самостоятельно пройти огонь, воду и медные трубы.
Идеалист Александр Филиппов всухую обыгрывает материалистов и доказывает, что в основе стабильного бизнеса лежит страсть, созвучная гитарным аккордам фламенко.

 

Какие направления охватывает твоя школа?

Я развиваю школу в 5 направлениях:

1. Рукоделие, лепка, скульптура – все что касается художественного мастерства руками.

2. Музыкальная школа.

3. Продюсерский центр. После музыкальной школы мы имеем возможность продвигать талантливых детей, заниматься продюсерской деятельностью.

4. Прокат звукового музыкального оборудования.

5. Интернет-магазин. Продажа всего того, что касается творчества: краски, книжки, литература, нотные тетради, дневники.

Все это я объединил под емким и лаконичным названием «Централ».

Сейчас Централ – это в большей степени музыкальная школа? Когда открылось это направление?

Да, это пока музыкальная школа. Я ее открыл 2,5 года тому назад. В нашей школе ведущая область – это гитара. От гитары потом все остальные направления выстраиваются. Родитель приводит ребенка на гитару и говорит: «А сестренку на фортепиано отдадим». «У вас и вокал есть? Отлично! Давайте мы дополнительно на вокал и на флейту запишемся». А начиналось все это со съемной квартиры. Когда мы уже разрослись и поняли, как вести бизнес, появилось желание найти помещение побольше. Если рассматривать музыкальную школу как бизнес, то я считаю, что на искусстве деньги зарабатывать можно, но не нужно. Деньги надо зарабатывать на нефти, на каких-то биржевых спекуляциях, на газе, на продаже чего-либо. Музыка – дело специфическое. Музыкант – это субкультура. У нас заработать на музыке очень тяжело, но можно.

Для чего же тогда ты этим занимаешься?

Во-первых, это моя жизнь. Я себя не вижу без музыки, без музыкальной школы, без обучения. Мой главный мотив – передавать знания детям. Тому, кто не в искусстве, не в музыке, создать музыкальную школу будет сложно. Если, допустим, любой, еще молодой человек решит открывать музыкальную школу, то скорее всего у него не получится. Потому что у него нет правильной репутации, нет достаточного опыта. Или же он должен иметь хороших преподавателей, на которых идут. В музыкальную школу клиенты просто так не придут, все спрашивают: «А кто педагог?» «Чем знаменит?» Это ключевой момент, когда клиент принимает решение – водить ребенка сюда или нет. 

Расскажи подробней о методике преподавания.

На пробном занятии я рассказываю какое образование могу дать ребенку и показываю методику. У нас не просто музыкальная школа, где каждый преподаватель учит по своему разумению. Я придумал систему из 4-х дипломов. Мы сделали так: первый уровень музыканта, второй, третий и четвертый. Все! У тебя четыре уровня твоего пути. На каждый путь я написал методическую книгу и рассчитана она на 11 месяцев. Не важно, играешь ты на гитаре, на флейте или на домбре. У всех должна быть одна гармоническая основа. То есть знания музыки. И я создал такой универсальный путь, шаблон для всех. Каждый месяц оценивается прогресс.

Экзаменационная система?

Да. 2 концерта в году. На 6-м и 11-м месяце, на специально организованном мероприятии ученик подтверждает свое умение, играет от 8 до 18 произведений наизусть. И, таким образом, ребенок получает первый диплом первого уровня. В зале присутствуют преподаватели и родители. Эти экзамены, так называемые вехи. Если готов - выступаешь. Если не готов, то продолжаешь учиться до июня и свой диплом получаешь уже летом.

Это интересно, потому что твоя школа имеет какие-то контрольные события, к которым нужно стремиться. В большинстве современных  частных школах, на мой взгляд, дети ходят без конкретной цели чему-то серьезно научиться.

Я вам сейчас объясню. Есть такая проблема с отношением к делу. Очень многие рассуждают в духе: «Нам не нужны концерты. Просто пойдем на гитаре научимся играть. Для себя».

А что такое для себя и что такое для других? Это разные вещи. С музыкой так нельзя. Представьте, что дома Вы живете один. Можно ходить в одной мятой майке. И вот, к Вам приходят гости. Вы, конечно же, получше оденетесь, причешетесь и на столе будет стоять самое лучшее. То же самое в музыке. Ты можешь начать играть для себя. Понять из чего состоит мелодия. А потом все бросить, когда надоело. Другое дело, когда у тебя есть страх перед другими, перед концертом, что тебе придется выступить, и ты начинаешь одно и то же штудировать. Ты же не хочешь провалиться на концерте, правильно? Здесь происходит самое настоящее преображение. Ни тогда, когда ты тет-а-тет работаешь с преподавателем, ни когда тренируешься самостоятельно, а именно, когда у тебя осталось несколько часов до выступления происходят настоящие перемены. И вот, ты выступаешь на первом концерте и понимаешь: «Ага! Вот как, оказывается, надо заниматься, чтобы вот так играть!»

Каждый должен это понимать. Если ты играешь для себя, то никогда не будешь хорошо играть. Нужен стресс, у тебя не должно быть выбора. Когда ты попадешь в эту стрессовую ситуацию и пройдешь ее, вот тогда и научишься. Так во всем, а в музыке тем более. Надо регулярно доказывать свое умение на экзаменационных концертах. 

Поговорим о правильной репутации. Ты говорил, что клиенты идут на имя. Расскажи о своем бэкграунде в качестве гитариста. Почему на тебя идут?

Речь идет о профессиональном опыте. Я заработал репутацию, когда играл в группе Latino Guns с начала 2000-х. С 2004 года уже работал как студийный гитарист. Меня пригласила к себе на студию Диана Шарапова, где я познакомился со многими артистами Казахстана. Группа Музарт, Нурлан мен Мурат, Кайрат Нуртас – все, кто записывался в этой студии, всем я играл партии на гитаре, сочинял соло. Являлся участником создания песен очень многих артистов. Например, у Музарта 99% - моя гитара. И все спрашивают: «Что за гитара, кто играет?» «А это Саша Филиппов». То есть я. Естественно пошли клиенты, заказы со всей страны. И даже из-за границы. Я играл и для Юрия Шатунова, у Ja Halib в первых композициях именно я гитарную партию записал. Из наших мэтров были Р. Рымбаева, М. Жунусова. Меня часто Карина Абдуллина всем рекомендует. К ней обращаются, когда хотят отдать ребенка на гитару. Репутация уже работает на меня. На это ушло 10-15 лет. Сначала я стал специалистом, потом профессионалом, зарекомендовал себя и сейчас уже имею возможность, имею право на открытие школы, найти компетентного человека по скрипке, по флейте и т.д. То есть собрать команду себе подобных.

По какому принципу ты выбираешь в школу преподавателей?

Много факторов. Когда разговариваю с людьми, то сразу определяю мой человек или нет. Смотрю в глаза и, если человек смело смотрит в глаза, открыто, не надевает очки – бывает приходят в черных очках и не хотят снимать, с такими сразу прощаюсь. Я собеседование всегда назначаю на 9 утра. Если в 8 утра приходит смс, что по каким-то причинам он не может прийти или хочет перенести – прощаюсь с таким сразу. У тебя назначено  собеседование, как ты можешь в первый же день, когда ты должен произвести первое впечатление так поступать? Потом я выясняю как человек учился, что умеет, есть ли собственные дети, как с ними ладит. Конечно, предпочтение отдаю тем, у кого есть семья и дети, потому что это значит, что претендент знает кто такой ребенок, знаком с детским поведением, психологией. Следовательно и возраст претендента должен быть не моложе 30-ти лет.

Может взрослых людей было бы проще обучать, а не возиться с детишками?

Взрослые для моего бизнеса – не очень выгодная аудитория. Они активно начинают и также быстро бросают обучение. И на это влияет множество факторов: голова болит, зарплату не выдали, машина сломалась. Он месяц походил, и для какого-то ребенка закрыл место. А за детьми следят их амбициозные мамы и папы. Родители быстро входят в режим и возят ребенка на занятия стабильно и без пропусков. Кроме того, я очень люблю детей. Хоть мне и 38 лет, отрастил бороду, двое детей, но я с ними начинаю впадать в детство, когда прихожу домой. Играю с ними и в куклы, и в машинки. Я умею находить общий язык с мальчишками и девчонками, и они выбирают меня, потому что я с ними и пошутить могу и поплакать. Часто бывает, что ребенка привезли в школу, а в машине его уже накрутили родители, и он приходит расстроенный. Ему еще учиться надо, выкладываться, а я вижу, что он не может. Тогда я сначала рассказываю ему истории из своей жизни, как мне было сложно в молодости, когда в музыкалку в детстве не хотел идти. И как я справлялся с этими трудностями. Потом слушаю его рассказ и материал даю постепенно, не нагнетая, не напрягая.

Поэтому ты выбираешь педагогов постарше?

Конечно! Молодые и неопытные, часто, именно заставляют ребенка работать. А он не запоминает. Не дай Бог повысить голос и все, дитя может закрыться, поставить забор. Что ни делай – он не выучит ни одной ноты. Молодые преподаватели не имеют этого навыка, потому что у них своих детей нет. Они не видят – в стрессовом состоянии ребенок пришел или нет. Дети не всегда раскрывают свое самочувствие. Даже если температура под 40, они могут прыгать на диване. Ты не увидишь, что ребенок не запоминает ноты. Хотя ты один раз показал, второй. «Давай рассказывай, что случилось. Вчера ты показал отличный результат, а сегодня ни одной ноты сыграть не можешь». Понятно, перед тобой душевно подавленный ребенок. Поэтому, тут надо быть психологом. Поэтому предпочтения отдаю людям с хорошо развитой эмпатией. Музыканты бывают двух типов: дающий и берущий. Дающий музыкант всегда все сделает ради ученика. Он даже у себя заберет и отдаст больше и за всю свою карьеру он будет всегда уважаемым преподавателем. А тот, кто только берет деньги - сначала у него много учеников, но потом уже никто не хочет с ним сотрудничать. Знают, что он сейчас отожмет, заберет себе нужное и уйдет.

Как ты продвигаешь свою школу?

Примерно 20% приходят по «сарафанному радио». Из соцсетей лучше всего работает инстаграм. У меня здесь подробный план как и что я буду делать. Целая концепция, и она работает. Второе – ОLX – распространенная платформа, куда часто обращаются за преподавателями, за услугами. Я проплачиваю рекламу на ОLX. В месяц это дает примерно 10% притока клиента. В моих планах сделать утро и вечер самыми активными часами в моей школе. Утренние часы будут подешевле, вечерние дороже. Обед еще дешевле. Сейчас моя школа заполнена на 50-60%. Май/июнь – самый пик. Стоимость обучения: 30 000 тенге в месяц два раза в неделю и 40 000 тенге в месяц три раза в неделю. Все предметы.

Портал ISMET.KZ был создан для поддержки МСБ. Что тебе в работе могло бы реально помочь?

Для развития музыкальной школы мне реально не хватает какого-то публичного освещения. За 2 года деятельности у меня уже 6 лауреатов международных конкурсов. Один мальчик, Ерсаян, в европейском конкурсе «Таланты Европы» занял 61 балл из 100. Это шикарный результат по миру. У нас три лауреата по фортепиано. По гитаре четверо. В прошлом году мы активно участвовали на различных конкурсах онлайн. Я планирую развивать международное направление: выезд детей на конкурсы, на концерты, чтобы защищать титул нашей музыкальной школы, может быть даже и нашей страны. А пока, надо твердо встать на ноги. У меня сейчас задача – выжить. Для меня сегодня поставить две пластиковые двери или купить новое оборудование - колонки, которые стоят 400-500 тысяч - проблема. Надо где-то сэкономить, чтобы позволить это оплатить. Мне постоянно приходят предложения от бизнесменов, которые желали бы войти в долю и влить сумасшедшие средства в школу. Но я философски к этому отношусь. Когда мы находимся на грани выживания, мы по-настоящему учимся. Чувствую, что если я в этих условиях выживу и у мне получится процветать, то уже ничто не сломит. В прошлом году я полностью перешел на онлайн обучение, и некоторые занятия проходили с одновременным подключением до 100 человек в Zoom. Поэтому, откуда деньги? Ведь 2020 год мы работали бесплатно. Зато никто не ушел из школы.

Какой совет ты мог бы дать тем, кто планирует открыть музыкальную школу?

Три пункта, которые нужно соблюдать, если хочешь открыть успешную музыкальную школу.

1)    Наличие четкого пошагового плана обучения. Музыкальный кружок и музыкальная школа – это разные вещи. Школа подразумевает концепцию, некую идею, для чего все туда идут.

2) Сильный педагогический состав. Надо искать зарекомендовавших себя, уважаемых преподавателей, мастеров своего дела. И не просто хороших музыкантов, а именно педагогов.

3)   Это должно быть делом твоей жизни. Ты, как директор школы, должен быть лидером. Преодолевать падения, искать деньги на зарплату сотрудникам и так далее. Быть четко нацеленным на результат и не сворачивать со своего пути ни при каких условиях. Третий пункт – это сам ты. Если ты открываешь школу, то должен быть уверен, что ни при каких обстоятельствах не сдашься. Почему со мной работают? Потому что я никогда не отказывался от гитары. Это моя жизнь и уже 35 лет в музыке. Без этих музыкальных стен я не чувствую себя полноценным.

Считаешь ли ты, что добился успеха?

Да, конечно. Если бы я встретился со Всевышним, и он спросил: «Саня, а давай повторим. Как бы ты хотел?»
Я бы сказал: «Давай еще раз то же самое. Давай мне снова музыкальную школу на ул. Алалыкина в Караганде, дай мне моего первого учителя - Шакенова Владимира Жунусовича.
Я снова пройду этот путь и не хочу быть никем другим. Гитара! И только она».

 

Справка:

Александр Филиппов. Родился в Караганде, учился в музыкальной школе №1.
Потом поступил в музыкальный колледж им. Таттимбета по специальности - классическая гитара.
В 20 лет переехал в Алматы.
Поступил в Академию им. Жургенова. Проучился 1 год и перевелся в консерваторию по классу композиция (в то время не было отделения классической гитары).
В консерватории учился 5 лет.

Обладатель гитары Булата Сыздыкова.

Обладатель гитары солиста группы Gipsy Kings.

Поделиться этой новостью:
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии