МАРКИРОВКА — это специальная зашифрованная метка на товаре, которая содержит информацию о производителе, серийный номер и код защиты от взлома. Она помогает всем участникам товарной цепочки быстрее и надежнее взаимодействовать друг с другом: производителям, дистрибьюторам, поставщикам, розничным торговым точкам, потребителям. Главная цель проекта — защитить население от поддельной продукции и дать отпор теневому бизнесу и контрафакту.
О том, как наносятся знаки и коды на товар, с помощью каких оборудований они считываются. О выгодах для бизнеса и потребителей, о сроках реализации, а также о том, как правильно подготовиться к новшеству всем, кто напрямую задействован в системе маркировки и прослеживаемости товаров, читайте подробнее в данном материале.

 

 

 

Необходимость внедрения маркировки

Создание цифровой экосистемы и развитие новых видов бизнеса на ее платформе. Ускорение цифровизации реального сектора экономики Казахстана. Помощь в устранении нелегального оборота табачной, алкогольной и иной продукции. Перспектива реализации проекта может обеспечить мультипликативный эффект для экономики страны.  Государство получает сокращение теневой экономики и как следствие увеличение налоговых поступлений. Помимо этого, ряд выгод получают Бизнес и Потребители:

 

 

Выгоды для бизнеса

  • Добросовестные участники рынка могут увеличить выручку путем освобождения рынка от львиной доли нелегальной продукции

  • Защита бренда, так как код маркировки оснащен криптографической защитой, его практически невозможно подделать.

  • Переход на электронный документооборот и облегчение процесса отчетности

  • Оптимизация цепочек поставок продукции по всей логистической цепи в режиме реального времени и доступ к данным о движении товара

 

Выгода для потребителей

  • Обеспечение покупки проверенной и качественной продукции

  • Возможность получать информацию ​о наличии и цене на товар онлайн​

  • Возможность получать информацию ​о наличии и цене на товар онлайн​

 

Табачная, алкогольная продукция, лекарства, обувные товары. Это передовые группы товаров, подпадающих под маркировку и систему прослеживаемости.  

 

 

По причине незаконной торговли табачные изделия становятся доступнее и дешевле, что ставит под риск здоровье граждан и влечет существенные налоговые потери для государства. Потому ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в Протоколе о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями также подтвердила целесообразность и необходимость введения маркировки данной группы товаров.  

 

 

Товарные группы

 

Как работает маркировка?

Знак на товар наносится в виде DataMatrix-кода. Это двумерное квадратное изображение в виде черных и белых полей. Маркировка подобна номеру посылки, который ставится на почте: по ней можно отследить весь путь пакета или коробки до получателя.

 

 

Весь путь товара фиксируется на каждом этапе в информационной системе. Код DataMatrix удобен при приемке и отгрузке товара. DataMatrix на блоке сигарет содержит информацию обо всех пачках, которые лежат внутри. Код на коробе содержит данные обо всех блоках, которые в него упакованы. То есть, считав один код на коробе, магазин за одно сканирование принимает сотни пачек.

 

 

Введение маркировки и прослеживаемости в Казахстане регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:

Для справок: по оценке рабочей группы, в краткосрочном периоде маркировка позволит снизить долю теневого рынка табачных изделий на 60-70% (по оценке российского Оператора маркировки, ЦРПТ) до 3 млрд тенге. При этом, маркировка сможет увеличить выручку бизнеса на 15,2 млрд тенге за счет увеличения доли белого рынка, снижения издержек на поставку и увеличение эффективности цифрового планирования (Согласно исследованиям Cognizant и BCG, маркировка позволяет увеличить выручку за счет увеличения эффективности цифрового планирования на 0,75-1,3%, а также снизить издержки поставок на 6,5%). Дополнительно, маркировка может пополнить бюджет страны на 5,1 млрд тенге путем увеличения сбора налогов от НДС и акцизных выплат. 

 

 

Новости