Сегодня Ismet.kz постарается выяснить насколько реально и в какие сроки можно «пересадить» водителей с обычного авто на электрический, внеся тем самым вклад в защиту окружающей среды.
Очистить воздух от вредных загрязнений
Эко-тренды не обходят стороной и отечественных активистов. Причем таковые имеются и в предпринимательской среде, мало того в последнее время все больше представителей бизнес сообщества говорят о катастрофическом состоянии экологии страны и необходимости предпринимать меры.
По подсчетам экспертов, в одном только городе Алматы частный сектор и два функционирующих ТЭЦ загрязняют воздух города ежедневно на 48%. Оставшийся процент на совести автомобильного транспорта. По данным, в городе на сегодня курсирует 500 000 автомашин на двигателе внутреннего сгорания, а порядка 250 тысяч единиц заезжают ежедневно в южную столицу из близлежащих регионов.
Эко активисты бьют тревогу: если про газификацию региона не слышал, наверное, только самый неосведомленный, то в отношении борьбы с выхлопными газами, влияющими и на здоровье людей, не делается практически ничего.
Что мешает?
Первое и важное препятствие на пути к созданию единой экосистемы в стране, где курсировал бы только экологически чистый автотранспорт на электрической тяге, – это дороговизна последнего.
Эко ответственные предприниматели видят решение проблемы в масштабной государственной поддержке.
По мнению спикера, осуществить вышеописанную инициативу в Казахстане вполне реально, опыт соседней страны тому пример.
Руководство Китая давно озабочено проблемами экологии, так как в самой густонаселенной столице мира Пекине ситуация с загрязнением окружающей среды особенно актуальна. Что делается государством для улучшения экологического положения страны?
- Субсидируются покупки электрокаров на 50% от их стоимости. Благодаря такой поддержке, рядовой потребитель может приобрести новый автомобиль в пределах 8 тысяч долларов, в Казахстане же купить авто с салона за такие деньги нереально, говорит предприниматель.
- Государственные номера для электрокаров выдаются в салоне, в комплекте с самим автомобилем
- В поднебесной очень развита сеть зарядных устройств, имеются как государственные, так частные станции, в стране уже процветает соответствующий бизнес. В одном только городе установлено порядка 16 тысяч зарядных устройств: в торговых центрах, магазинах, пунктах общественного питания.
- Водители электрокаров ездят по специально выделенным дорожным линиям, минуя пробки.
- Электрические машины бесплатно паркуются там, где обычные платят. Также у первых есть возможность парковаться на местах для инвалидов. Пока в Китае идет масштабная реализация электрического транспорта, государство разрешает парковаться везде. Это очень удобно, с учетом, что в Китае много машин и парковка для них - сложный процесс.
- В Китае весь общественный транспорт и такси ездят только на электрической тяге с нулевым выхлопом в атмосферу.
- В центре Пекина вся строительная техника может работать только на электричестве, никакой солярки либо альтернативного сырья.
- Пожизненная гарантия на аккумулятор. На сегодня в Китае на одной зарядке автомобиль может пробегать в среднем 800 км, что эквивалентно, примерно, одной неделе езды без подзарядки.
- В Китае ежегодно продается более 2,5 млн электромашин и цифра ежегодно растет.
Насколько это реально для Казахстана?
Первое на чем акцентируют внимание эксперты, это важность оказания господдержки производителям и покупателям электромашин. Без должных субсидий и налоговых послаблений, по их мнению, такая эко инициатива не сможет реализоваться.
Что нужно обеспечить:
- Отмену сбора за первичную регистрацию электромобилей
- Отмену НДС
- Сохранение и продление таможенной нулевой пошлины, истекающей 31 декабря 20201 года
- Отмену утилизационного сбора
- Отмену акциз и сертификацию сбора
- Сделать бесплатные парковки
- Форсированное оснащение зарядными станциями
- Отменить обязательную сертификацию на новый автотранспорт, ввозимый на территории Евразийского союза.
Машины с производства сразу же проходят сертификацию европейских и американских сертификационных органов. При этом производители электрокаров не заходят на отечественный рынок именно из-за существующей в Казахстане меры обязательной сертификации на ввозимый автотранспорт.
На сегодняшний день, в городе Алматы запущено несколько электрических легковых автомобилей, курсирующих между Шымбулаком и Медео. Водители могут арендовать их и оценить для себя качество, удобство езды и прочие характеристики, пока эко ответственный бизнес пытается задать тренды на покупку и пользование электрокарами.