«Я своего супруга начала заново узнавать»

 

 

Первые шаги на пути к предпринимательству оказываются отнюдь не такими безоблачными и радостными. Многие молодые люди с серьезными амбициями уже на начальных стадиях оформления бизнеса  сталкиваются с трудностями. Одним из таких героев оказалась и совладелица небольшого кафе из Нур-Султана Айна Ажибаева. Девушка решила поделиться своей историей и рассказать о подводных камнях, поджидающих всех неопытных и начинающих предпринимателей. Возможно, эти выжимки, основанные на личном опыте, помогут кому-то сделать меньше ошибок.     

   

Самые настоящие трудности начались, когда я пыталась получить лицензию, разрешающую реализацию алкогольной продукции и пыталась оформить заявку на открытие ИП онлайн.
Айна, добрый день. Вы – начинающий предприниматель, который сегодня решил поделиться с нами своей откровенной историей, рассказать всю правду о трудностях, которые приходилось преодолевать в попытках открыть свое дело. Почему вы решили заняться бизнесом и что именно не получалось на первых порах?
– Добрый день! Да, мы с мужем решили начать строить бизнес в сфере общепита, открыли свое кафе, назвали его «Esto Pito», решили, что это будет некий формат кафе-бара. Естественно, первым делом мы, как законопослушные граждане, решили зарегистрировать все официально, то есть открыть ИП. Здесь все и началось. Так как на дворе был карантин, мы все процедуры оформляли в режиме онлайн. К сожалению, нигде нет никаких инструкций, как это делается правильно, какой перечень документов нужно собрать. При заполнении формы на сайте elicense.kz каждый следующий шаг открывается после закрытия предыдущего и я не знала, какие еще документы или чеки будут запрашивать. Нигде не указан общий перечень, чтобы можно было разом все собрать. В итоге я потратила три недели просто, чтобы отправить заявку на открытие ИП и получить лицензию на продажу алкоголя.
Вы решили оформлять все процедуры в режиме онлайн самостоятельно, либо тому поспособствовали карантин и самоизоляция?
– Вообще я сама такой человек, который старается на максимум использовать возможности технологий. Если бы даже не карантин, я бы все равно все возможные процедуры оформляла бы удаленно. Проблема вся в том, что системы недоработаны. Я раз 10 меняла регистрационные данные, потому что постоянно приходил отказ. Оказывается, нужно указывать не улицу, а проспект. То есть придираются к каждому нюансу. Госпошлину на получение лицензии я оплатила, при принятии оплаты у меня запрашивали адрес расположения кафе, а нужно было указать адрес регистрации ИП. Также нужно было верно указывать район регистрации ИП, так как учет данных важен для налоговых органов. В первый раз было допущено много ошибок из-за отсутствия полноценной информации о том, как правильно оформлять и регистрировать ИП, а я уже заплатила 300 тысяч. Приходилось все начинать заново. Я потратила очень много сил и нервов.
А вы не пробовали обращаться напрямую в налоговые либо другие госорганы за разъяснением? Насколько я знаю, также существуют платные консультации, которые помогают с данными вопросами в более быстрый срок.
– Пробовала. Звонила в call-центры, 1414. Однако добиться подробной информации также не удалось. Меня перенаправляли в другие отделения, либо вовсе прерывали связь. О платных консультациях и помощи с оформлением я слышала, но когда ты начинаешь открывать свой бизнес, ты и без того очень много средств вкладываешь. Я старалась, где можно экономить и пытаться самостоятельно все сделать. Получение лицензии на продажу алкоголя мне обошлось в 100 МРП, это средний тариф по городу. Об этом я, кстати, также не имела никакого понятия. В целом, мне очень помогли мои знакомые, к которым я обращалась. Приходилось и в интернете по различным сайтам собирать кусочками информацию.
Как сейчас функционирует Ваш бизнес? Не отбили ли все эти затяжные процедуры ваше желание заниматься и развивать свое дело?
– Конечно, желание никуда не испарилось. Сейчас мы уже работаем в обычном режиме. Обслуживаем гостей. Изначально, когда мы открывались, у нас была одна опция: мы продавали алкоголь в розницу, то есть люди забирали с собой, либо мы сами доставляли по заказу напитки и закуски. Позже мой супруг захотел свою кухню организовать. Помещение мы арендуем совместно с партнером, который уже готовит пиццу и суши. Однако мы хотим расширить меню, например жарить стейки. Пока это все только в планах, так как мясо стоит очень дорого, клиентов у нас пока не очень много, а из несвежего замороженного продукта мы готовить не хотим. Я была приятно удивлена, что компания, с которой у нас заключен договор о розничной реализации пива, предоставила нам некоторое оборудование, мебель, охладители и холодильник в бесплатную и бессрочную аренду на период, пока мы будем продавать их заводской напиток.
Расскажите, как вы готовили помещение к открытию? Много ли потребовалось затрат, чтобы произвести закуп мебели и оборудования?
– Все необходимые атрибуты для открытия кафе мы искали в интернете, на сайтах магазинов. Что-то приобретали в офлайн магазинах. Мы настроены серьезно, хотим, чтобы наше заведение было красивым, ухоженным, востребованным. Искали посуду соответствующую. Конечно, дорого, но это не те вещи, на которых стоит экономить. С мебелью такая же история. Цены нереальные. Мой супруг из кучи деревянных поддонов смог самостоятельно смастерить стулья и столы, получилось неплохо, некая авторская атмосфера присутствует. С момента, как мы решили основать свой бизнес, я узнала много нового о своем муже, открыла для себя его с новой стороны в хорошем смысле. Это очень приятно было осознавать.
Как проходил подбор персонала?
– Мы только собираемся заняться поиском персонала. Средств на зарплату пока нет, потому кассу обслуживаем самостоятельно, пока работаем и содержим кафе своими силами. Закуп продуктов также производим сами на базаре и на рынках, так как там и дешевле, и качество отличное.
Когда пришла идея о собственном деле, какими инструментами вы руководствовались при написании бизнес-плана? Делали ли расчеты, проводили анализ?
– Да, некоторые расчеты делали. Я посчитала, что первые 6 месяцев заработка у нас не будет. Мы будем покрывать аренду, а на оставшиеся средства благоустраивать помещение, делать ремонт. Когда мы искали помещение в аренду, мы рассматривали разные варианты, цены варьировались и до 1,5 млн тенге в месяц. Для нас, конечно, это дорого. Мы готовы были взять помещение стоимостью в 300-400 тысяч тенге, это было приемлемо для нас.
Каким образом новой точке общепита можно привлечь клиентов? Как вы данную проблему решали? Как налаживали коммуникации?
– Сначала обращались к рекламщикам, но они запрашивали много денег. Мы отказывались. Нам повезло, наше кафе посетила женщина, которая предложила свою помощь просто так. Она владела чатами в мессенджерах, где как раз сидела нужная нам аудитория, это были жильцы домов в том районе, где и располагалось наше кафе. Она попросила нас сделать электронную визитку и разослала ее по этим чатам. После этого количество наших гостей значительно увеличилось. Также мы купили рабочую страницу в Instagram. Переоформили ее под свой бизнес, так что социальные сети тоже работают. Ну, также все наши друзья и знакомые сразу же были оповещены о том, что мы открыли кафе бар. Такая, относительно, небольшая реклама уже увеличила количество заказов в день в 3 раза. В период карантина заказывали только алкоголь, сейчас активный спрос и на кухню.
Как кафе функционировало в карантин?
– Только на доставку мы работали. Внутри размещать гостей не разрешалось, поэтому мы не могли полноценно открыться. Но мы воспользовались этим периодом и активно обустраивали помещение изнутри под свой лад. Летник, к сожалению, нам открыть не удалось. Для этого нужно было получить разрешение жильцов дома, где находится наш бар. Если бы у нас было хотя бы 1/3 подписей, мы смогли бы организовать летнюю террасу. Но согласия жильцов нам не удалось добиться. Им не понравилось, что мы продаем алкоголь. Хотя мы убеждали соседей в том, что намереваемся строить хорошее респектабельное кафе, это не будет забегаловкой. Все равно, не согласились. Поэтому пока эту идею пришлось отложить.
Айна, спасибо Вам за беседу. Вы очень стойкий и целеустремленный человек! Желаем Вам всяческих успехов, а бизнесу процветания!
– Спасибо большое, приходите к нам в гости!