Как мы заметили, нашим читателям и пользователям понравилось изучать внутреннюю кухню проекта Ismet.kz. Потому нами было решено рассказать еще немного больше об устройстве текущих процессов в работе портала, и, конечно, о teamwork. В сегодняшнем материале мы раскроем секреты современных методологий управления IT, которыми руководствуются топовые компании и бренды во всем мире. Эти методологии, такие, например, как Agile, помогают не только выстроить правильное управление, но и четко систематизировать самостоятельную работу команды. Конечно, мы не будем загружать вас теорией, мы лишь покажем, как данные актуальные подходы реализуются в нашем проекте.
Agile — гибкий подход проектного управления, который включает в себя несколько приемов, так называемых Фреймворков. У них весьма замысловатые названия: Scrum, Kanban, ХР, Lean и другие. Чтобы понимать, что к чему и не запутаться в терминах, будем говорить обо всем по порядку.
Как мы все видим, пандемия максимально ускорила сроки цифровизации. Как бы странно это ни прозвучало, но она помогла бизнесу автоматизировать процессы, и провести масштабный и безболезненный перевод сотрудников на удаленный режим работы. Мы на своем опыте прошли через это. Благодаря передовым IT-решениям, которые мы используем в своей работе, каждому участнику команды не составило труда организовать те же самые рабочие процессы у себя на дому, буквально, за один день. При этом объем и качество выполняемых задач совершенно не изменилось.
Agile — это большая трансформация, которая идет во всем мире уже давно. Если раньше было модно обустраивать офис «по фэн-шую», то сейчас же исключительно «по-эджайлу». Такие крупные гиганты, как Apple, Spotify, Polisen, Netflix, Salesforce, HP активно используют в своей работе методологии Scrum и Kanban. В России их применяют: Банк «Альфа-банк», Сеть пиццерий «Додо пицца».
Во-первых – рабочий процесс разделяется на итерации – короткие этапы, каждый из которых представляет собой мини-проект с собственными задачами и дедлайнами. Итерации чаще всего реализуются в виде ежедневных экспресс совещаний, где каждый член команды разработчиков докладывает начальнику об успехах за конкретный небольшой период времени. Такие совещания часто называются скрам-встречами (Scrum meetings) или дэйли скрамами (дэйлики), их, как правило, проводит scrum-master.
«Весь смысл таких ежедневных встреч сводится к тому, чтобы быстро, качественно и надежно привести задачи к их завершению. Каждый член команды должен по очереди озвучить свои результаты прошедшего дня и актуальный статус задач, давая обещание команде выполнить определенные действия сегодня. Если есть какие-то проблемы – они также озвучиваются. Важно не создавать видимость полезного эффекта и не проводить собрания ради «галочки». Каждая встреча команды должна приносить пользу, потому что, даже 15 минут впустую потраченного рабочего времени каждого участника митинга может вылиться для компании в приличную сумму», - поясняет руководитель команды разработчиков, scrum-мастер проекта ОЦП «Ismet.kz» Мадияр Муканов.
Прежде чем начать активно внедрять Agile в работу команд проекта, было организовано обучение участников у Романа Баранова – Партнера ScrumTrek, CEO Innate Methods Inc., который начал применять Agile-подходы в 2014 году для построения процесса разработки в распределенных командах из разных стран. Также курсы Agile преподавались PricewaterhouseCoopers — международной сети компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита. Команды были обучены подходам Customer Development и Agile (Scrum, Kanban).
Вся команда проекта «Открытая цифровая платформа для бизнеса «ISMET.KZ» работает по методологии Scrum. Участники поделены на две условные группы: Discovery team (команда по развитию и продвижению платформы) и Delivery team (команда разработчиков). У каждой свои направления и задачи.
Discovery team должна обладать знаниями и навыками, достаточными для определения:
«Участники команды Discovery team проводят много исследований, изучают рынок, клиентов, опыт. Больше всего мы используем общение с нашими пользователями и бенчмаркинг. Смотрим на похожие компании по всему миру. Смотрим и на отличные от нас компании, но успешные в своей сфере. Стараемся впитать все самое лучшее от каждой», - рассказывает подробнее о роли команды бизнес аналитик и главный специалист Центра разработки бизнес решений Нурлан Ержанов.
В свою очередь, Delivery team должна иметь знания в области Информационных технологий и бизнес анализа, разработки, интеграций IT-решений. Тут работают сильные аналитики, которые строят бизнес-процессы, продумывают интеграции и передают задачу разработчикам.
Обе команды выстраивают отношения партнеров, поскольку от этого зависит конечный результат, который увидят пользователи. Каждый член команды понимает, что делать на этой неделе или в этом квартале. И каждый понимает, что ему нужно сделать для достижения общей цели.
«У нас нет жесткой иерархии. На уровне команды ребята часто договариваются. Понятно, что Discovery Team так или иначе отвечают за полезность и удобство продукта. Но при этом если бизнес-аналитик или разработчик не согласны с результатом задачи, то все обсуждается на совместных встречах и тестируется», - уточнил руководитель команды разработчиков, scrum-мастер проекта ОЦП «Ismet.kz» Мадияр Муканов.
Есть такой человек - Product Owner, который и задает цели проекта. Он ведет переговоры с клиентами на первых порах. Обсуждает разные гипотезы — например, как может выглядеть новый сервис отчетов. То есть осуществляет сбор пожеланий от пользователей.
Product Owner должен обладать следующими ключевыми навыками:
Когда задачи и цели определены. К непосредственной работе приступает команда проекта. Здесь ребята уже сами принимают решение, сделать ли backend — то есть разобраться, как те или иные данные будут храниться и демонстрироваться, как будет выглядеть меню и так далее. То есть разрабатывается простой, примитивный продукт, с которым, тем не менее, уже могут взаимодействовать пользователи. После этого начинается следующий шаг в разработке.
В качестве инструментов взаимодействия между участниками команд, мы используем различные IT-решения, заточенные именно под Agile: доски с задачами членов команды в Jirа, совместно работаем и храним информацию и документы проекта в Confluence.
Для правильного генерирования гипотез мы используем три основных инструмента. Это интервью с нашими пользователями, UX-тестирование (удобство в расположении иконок меню на сайте) и Customer Development (тестирование еще не выведенного продукта на потенциальных потребителях). Активно пользуемся сервисами по аналитике, такими как Adobe Analytics, Yandex Metrika, Google Analytics. Стараемся выжать оттуда больше инсайтов, делаем A/B-тесты, проводим качественные исследования. Наш call-центр обзванивает клиентов для организации обратной связи. Также мы создаем фокус-группы, встречи с предпринимателями для оценки нашей деятельности и выработки стратегий и перспектив по дальнейшей работе с клиентами. В настоящий момент, правда, пришлось сделать перерыв, в связи с ситуацией с коронавирусом.
Мы стараемся как можно больше общаться с пользователями, с экспертами, изучаем опыт конкурентов и подобных IT-продуктов в мире. Отсюда появляются идеи и гипотезы.
Именно ради качественного обслуживания клиентов Agile-культура достаточно органично вписалась в производство всех текущих процессов проекта ISMET.KZ. Такой подход помогает ускорять взаимодействие членов команды, отслеживать небольшие промежуточные результаты по имеющимся задачам, тем самым уделяя больше времени и внимания конструкции самой платформы, которая была бы удобна в использовании и содействовала пользователям в быстром получении необходимой им информации в полном объеме.
Спасибо за внимание, мы ценим каждого из вас!