Зачем нужна маркировка
Маркировка помогает отслеживать путь товара от производителя к конечному покупателю. Коды маркировки невозможно подделать. Маркированный продукт — гарантия, что продукт подлинный, а не изготовлен на подпольной фабрике. Государство получает сокращение теневой экономики и как следствие увеличение налоговых поступлений.
Что получают от маркировки бизнес, потребитель и государство
Выгоды для бизнеса
Добросовестные участники рынка могут увеличить выручку путем освобождения рынка от львиной доли нелегальной продукции
Защита бренда, так как код маркировки оснащен криптографической защитой, его практически невозможно подделать.
Переход на электронный документооборот и облегчение процесса отчетности
Оптимизация цепочек поставок продукции по всей логистической цепи в режиме реального времени и доступ к данным о движении товара
Выгода для потребителей
Обеспечение покупки проверенной и качественной продукции
Возможность получать информацию о наличии и цене на товар онлайн
Возможность получать информацию о наличии и цене на товар онлайн
Табачная, алкогольная продукция, лекарства, обувные товары. Это передовые группы товаров, подпадающих под маркировку и систему прослеживаемости.
По причине незаконной торговли табачные изделия становятся доступнее и дешевле, что ставит под риск здоровье граждан и влечет существенные налоговые потери для государства. Потому ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в Протоколе о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями также подтвердила целесообразность и необходимость введения маркировки данной группы товаров.
Товарные группы
Как работает маркировка?
Знак на товар наносится в виде DataMatrix-кода. Это двумерное квадратное изображение в виде черных и белых полей. Маркировка подобна номеру посылки, который ставится на почте: по ней можно отследить весь путь пакета или коробки до получателя.
Весь путь товара фиксируется на каждом этапе в информационной системе. Код DataMatrix удобен при приемке и отгрузке товара. DataMatrix на блоке сигарет содержит информацию обо всех пачках, которые лежат внутри. Код на коробе содержит данные обо всех блоках, которые в него упакованы. То есть, считав один код на коробе, магазин за одно сканирование принимает сотни пачек.
Введение маркировки и прослеживаемости в Казахстане регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:
Для справок: по оценке рабочей группы, в краткосрочном периоде маркировка позволит снизить долю теневого рынка табачных изделий на 60-70% (по оценке российского Оператора маркировки, ЦРПТ) до 3 млрд тенге. При этом, маркировка сможет увеличить выручку бизнеса на 15,2 млрд тенге за счет увеличения доли белого рынка, снижения издержек на поставку и увеличение эффективности цифрового планирования (Согласно исследованиям Cognizant и BCG, маркировка позволяет увеличить выручку за счет увеличения эффективности цифрового планирования на 0,75-1,3%, а также снизить издержки поставок на 6,5%). Дополнительно, маркировка может пополнить бюджет страны на 5,1 млрд тенге путем увеличения сбора налогов от НДС и акцизных выплат.
Новости